Республиканский конкурс профессионального мастерства WorldSkills-2016 разрушил стереотип о низкой квалификации рабочих

Селу уже нужны мехатроники

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ конкурс профессионального мастерства WorldSkills-2016 разрушил стереотип о низкой квалификации рабочих. На три дня футбольный манеж столицы превратился в олимпиаду тружеников. Здесь собрались сварщики, столяры, каменщики, токари, плиточники. Их оценивали 250 международных экспертов. Победители представят нашу страну на международном чемпионате в Абу-Даби в следующем году. Корреспондент «СГ» посчитал престижный конкурс хорошим информационным поводом, чтобы поговорить о том, какие сейчас требования предъявляются к профессиям в агропромышленном комплексе, с проректором Республиканского института профессионального образования Михаилом ИЛЬИНЫМ и директором Учебного центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов Могилевского облсельхозпрода Яковом ЯРОЦКИМ. 

  
Михаил ИЛЬИН  и  Яков ЯРОЦКИЙ

— Михаил Васильевич, с точки зрения конкурса, каковы сегодня требования к представителям рабочих профессий? 

— Идти в ногу со временем. Производство постепенно переходит к 5-му и 6-му технологическим укладам. Возрастает сложность работ. Труд становится более интеллектуальным. К примеру, токарь не прикасается руками к лимбам — работают станки с числовым программным управлением. 

В АПК — кстати, мы ожидаем, что в скором времени на конкурсе он будет представлен отдельным блоком — тоже многое изменилось. На современном животноводческом комплексе, например, нет ни одного оператора машинного доения. Это я о карусельной дойке коров, работу которой с большим удовольствием наблюдал в одном из хозяйств Брестской области. В процессе задействованы два работника — слесарь КИПиА и наладчик компьютерной техники. Все остальное делают робототехнические комплексы. И это в том числе значит, что нехватка кадров, особенно в отдаленных хозяйствах, — решаемая проблема. Технология производства молока, и не только его, меняется, большого количества специалистов уже не надо. А вот требования к уровню их подготовки неизмеримо возросли. Тот же энергонасыщенный трактор ведь не только заменяет 10—15 маломощных, на нем еще установлен бортовой компьютер. И значит, за рулем должен сидеть не просто выпускник каких-то полукустарных курсов, а специалист со средним специальным образованием, который на «ты» с компьютером. Да и ремонтировать такую машину кувалдой и зубилом не будешь.

— Да, все меняется быстро, и вполне может быть, что выпускник профессионального колледжа столкнется с проблемой: чему учили — давно устарело. 

— Образовательные стандарты согласовываются с Минпромом, Минтруда и соцзащиты, учебная программа производственного обучения — с тем предприятием, для которого ведется подготовка кадров. Причем согласование — это не просто формальная подпись на документе. Программа должна содержать сведения о новых технологиях и технике, которые используются на производстве. Затем учащиеся пройдут практику на производстве. Не менее 40 процентов учебного времени отводится на производственное обучение.

— Не во всех хозяйствах еще используют новые технологии…

— С точки зрения теории, образование должно быть опережающим. Но нельзя утверждать: новшество появилось — сразу начинай подготовку кадров. Взять, к примеру, те же животноводческие комплексы. Не факт, что завтра на всех фермах сделают реконструкцию, сплошь их роботизируют. Или по тракторам: не везде одни энергонасыщенные, «МТЗ-80» еще вовсю пашут.

Сегодня в АПК есть технологические флагманы. На них нужно равняться, готовить выпускников. Недавно мы открыли специальность «наладчик технологического оборудования для животноводческих комплексов». При этом не нужно упускать из виду: этот специалист должен быть универсальным, знать старое оборудование, уметь им пользоваться. 

— Итак, кто он, аграрий будущего? 

— В нашем АПК процент занятых значительно выше, чем в странах с развитым сельхозпроизводством, и он неизбежно будет уменьшаться. В итоге — сложность труда, загруженность специалиста повысятся. Одним словом, тракторист превращается в элитарного специалиста. Как следствие, его подготовка должна быть наукоемкой и одновременно практико-ориентированной. Рабочих для не очень высококвалифицированного труда можно подготовить и в условиях производства через краткосрочные курсы. Но, как я уже сказал, труд в сельском хозяйстве становится все более интеллектуально насыщенным. Это означает, что систему профобразования ожидают кардинальные изменения в подготовке кадров для АПК. 

Думаю, что в скором времени специалистов для села станут готовить и в учебных заведениях электроники. Человек, который обслуживает сложную современную технику, должен быть мехатроником, то есть обладать компетенциями в области механики, электротехники, электроники, информатики, пневматики, гидравлики. 

— Спасибо, Михаил Васильевич, а как вы, Яков Устинович, оцениваете уровень знаний и профессионализм молодых аграриев? 

— У выпускников вузов они слабые, у специалистов ссузов — повыше. Поясню: аграрный мир переходит на новый уровень земледелия — интеллигентное (точное). В США около 16 университетов готовят специалистов в этом направлении. В наших вузах даже нет такого учебного курса. В лучшем случае преподаватели могут прочитать несколько лекций. В итоге выпускник не знает даже, как выглядит навигационный прибор. В сельхозпроизводстве полной роботизации нет, встречаются отдельные элементы, значит, нужны тренажеры-симуляторы, на которых можно закрепить теоретические знания. 

В нашем центре таких четыре — три сеялки и один опрыскиватель. В итоге практиканты могут тренироваться зимой: высевать семена или вносить ядохимикаты. Полагаю, что заинтересованные ведомства должны поручить предприятиям промышленности создавать тренажеры на новые комбайны, тракторы, плуги. Удовольствие не из дешевых, но польза огромная. 

В мировой практике давно уже отказались от техники в натуральную величину. Нужно сделать, как у военных. В отдельном помещении кабина машины — на специальных цилиндрах, они имитируют реальные условия работы. На мониторе курсант видит, что происходит с техникой, за бортом. 

Мы говорим, что у нас практико-ориентированное обучение, но в чем оно? Отправить студента в сельхозпредприятие на практику, где он помыкается месяц-другой никому не нужный, и все? Куда логичнее, если институт выпускает, к примеру, зоотехника: он должен месяц поработать на молочном комплексе, в доильном зале. Освоить все виды работ, выполняемых оператором, чтобы понимать особенности производства. Не зря китайцы говорят: расскажи — я забуду, покажи — я запомню, но дай мне сделать — и это останется со мной навсегда. Опыт — наиболее дорогой учитель, никто не учит лучше его. 

— А повышение квалификации помогает совершенствоваться? 

— В прошлом году обучали заведующих молочно-товарными фермами. Как известно, Могилевская область переходит на новую технологию производства молока. Построены молочно-товарные комплексы с беспривязным содержанием, где без компьютера никуда. 

С таким уровнем аграрии были незнакомы, их нигде не учили. На курсах повышения квалификации технологию объясняем в деталях. Но уровень производства быстро меняется, и прежние знания могут оказаться устаревшими. Проходить курсы один раз в пять лет — недостаточно.

— Скажите, а могут новые технологии уменьшить себестоимость продукции? 

— Этот вопрос, думаю, должен волновать не одного руководителя сельхозпредприятия. Нужно разложить 25 процентов каждому, от кого зависит производство. В том числе и тому, кто производит технику, снабжает запчастями, обслуживает по гарантии, отвечает за качество изделий и услуг. 

kovalev@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter