Сельсоветы получают поддержку

И дополнительные стимулы для совершенствования Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 21 “О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения”.

Как отметил начальник управления по взаимоотношениям с органами местного самоуправления Администрации Президента Республики Беларусь Анатолий РУДЕНКО, впервые глава государства принял документ, где прописан комплексный механизм преобразований в базовом звене власти. Работа над указом продолжалась около года. К ней были подключены представители министерств, ученые, сенаторы, депутаты, руководители предприятий и исполкомов. Все, кто хотел высказаться, имели такую возможность.
Советы депутатов и исполкомы — это две структуры, которые представляют власть в городах и селах. Советы формируются населением на выборной основе, а исполнительные комитеты входят в систему государственной вертикали. Такой принцип действует и во многих странах Запада. Разница лишь в названиях. У нас сельсоветы, а где-то ассамблеи, муниципалитеты. У нас исполкомы, а где-то магистраты и джунты. Нынешняя форма местной власти складывалась десятилетиями. Это как вытяжка из сотен зерен. Взято самое ценное.
К вопросу, как должно осуществляться госуправление и самоуправление в селах и поселках, в стране подступались не единожды. Звучали разные предложения — вплоть до упразднения сельсоветов. Сторонники этой идеи говорили, что в столице, например, нет райсоветов, а назначаемые главы районов решают бытовые проблемы населения оперативно и качественно. Нужен просто хороший менеджмент. Но эта точка зрения особой поддержки не нашла. Председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Геннадий НОВИЦКИЙ, проводя семинар на Гродненщине, заявил: “Сельсоветам быть. Но в каком качестве быть и как развиваться? Вот что главное”.
У сельсоветов была одна общая беда — нехватка средств. Когда жизнь в деревнях концентрировалась вокруг сильных колхозов и совхозов, большинство проблем решалось достаточно быстро. Нужно огород вспахать, дрова привезти, сена заготовить... Куда люди шли? К руководителю хозяйства. Сегодня ситуация изменилась. И суть не в том, что агропредприятия стали слабее и им уже трудно тянуть “общественный и производственный воз”, а в том, что каждый должен заниматься своим делом: кто-то выращивать рожь, а кто-то следить, чтобы даже в самую далекую деревушку приезжала автолавка, доставлялась почта, завозились медикаменты. Это и есть круг забот власти на местах.
Указ Президента открывает в первую очередь финансовый шлюз. Денежные потоки, направляемые в низовой бюджет, станут мощнее. Они наполнятся доходами от сдачи в аренду коммунальной собственности, налоговыми поступлениями с недвижимости, находящейся на территории сельсовета, и рядом сборов, в том числе и нотариальных. Кроме того, предусмотрены и дотации из вышестоящих бюджетов. “Конечно, — убежден председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Беларуси по региональной политике и местному самоуправлению Анатолий МАЛОФЕЕВ, — в каждом районе есть коммунальные, дорожные и другие службы, которые и обязаны латать, чинить, ремонтировать. Им нужно лишь подать заявку. И этот путь действительно существует. Но жизнь порой диктует свои условия. В реальности оказывается, что пока не заинтересуешь рублем — никто не приедет спилить дерево, поменять лампочку на столбе или обновить штукатурку на здании. И, безусловно, увеличение бюджетов сельсоветов приведет к положительным изменениям”.
Повышается сейчас и статус местного главы. Утверждено Положение о председателе сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета. В частности, председателю исполкома предоставляется право согласовывать заключение и расторжение контрактов с руководителями организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности сельисполкома. Определен и механизм поддержки создаваемых исполкомами унитарных предприятий для оказания услуг населению.
По мнению Анатолия Малофеева, слабым звеном прежде являлось то, что у сельсоветов “не было прямого выхода на республиканские органы управления. А значит, часть проблем неминуемо зависала в воздухе”. Сейчас же согласно президентскому указу предусмотрено образование Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Беларуси. То есть региональные интересы будут учитываться более полно при подготовке важнейших социально-экономических решений.
Как считает начальник управления по взаимоотношениям с органами местного самоуправления Администрации Президента Беларуси Анатолий Руденко, данный указ будет способствовать не только совершенствованию всей системы местного самоуправления, но и внедрению принципа “одного окна” и выполнению Директивы № 2 Президента Беларуси, направленной на дебюрократизацию органов госуправления.
От власти на местах люди ждут конкретных дел. И теперь многое зависит от того, как сельские Советы и исполкомы смогут наладить работу в новых, более благоприятных условиях.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter