Сельсоветов меньше, забот больше. А лимиты прежние?..

НА ПРОТЯЖЕНИИ многих лет население в деревнях сокращается. В связи с этим государство пошло на укрупнение сельских Советов. В каждом из них увеличилось число населенных пунктов, председателям сельсоветов надо теперь больше времени, чтобы объехать их. Серьезной проблемой остается старение сельского населения. Как решаются эти вопросы на местах? Какие новые подходы для этого применяются? В какой степени представителям власти на селе помогают последние достижения научно-технического прогресса? Обо всем этом шел разговор за «круглым столом», который редакция «Белоруской нивы» провела в Борисовском районе. В нем приняли участие председатель районного Совета депутатов Петр НАВИЦКИЙ, председатели сельских Советов: Пригородного — Борис ЛАПУТЬКО, Мстижского — Людмила ШЕЛЕГОВА, Веселовского — Иван ПОЛОНИК, Забашевичского — Светлана ЖДАНОВИЧ, Лошницкого — Олег КОЖЕМЯКИН.

Конструктивная дискуссия в Борисовском районе показала: местная власть может решать и нерешаемые проблемы. Если ей помочь.

НА ПРОТЯЖЕНИИ многих лет население в деревнях сокращается. В связи с этим государство пошло на укрупнение сельских Советов. В каждом из них увеличилось число населенных пунктов, председателям сельсоветов надо теперь больше времени, чтобы объехать их. Серьезной проблемой остается старение сельского населения. Как решаются эти вопросы на местах? Какие новые подходы для этого применяются? В какой степени представителям власти на селе помогают последние достижения научно-технического прогресса? Обо всем этом шел разговор за «круглым столом», который редакция «Белоруской нивы» провела в Борисовском районе. В нем приняли участие председатель районного Совета депутатов Петр НАВИЦКИЙ, председатели сельских Советов: Пригородного — Борис ЛАПУТЬКО, Мстижского — Людмила ШЕЛЕГОВА, Веселовского — Иван ПОЛОНИК, Забашевичского — Светлана ЖДАНОВИЧ, Лошницкого — Олег КОЖЕМЯКИН.

«БН»: — Укрупнение сельских Советов привело к тому, что сейчас на их территории часто расположено, скажем, не 10, а 20 деревень. Как организовать работу председателю сельсовета, чтобы успеть и в каждой из них побывать и решать какие-то вопросы в своем кабинете.

Б. ЛАПУТЬКО: — Я строю свою работу так. На территории сельсовета четыре основных транспортных направления. Стараюсь в один день ехать только в одну сторону. Так и время рационально расходуется, и топливо для автомобиля.

И. ПОЛОНИК: — До укрупнения в прошлом году в нашем сельсовете было 10 деревень, сейчас — 21. Я разработал такой план своей работы, чтобы не менее одного раза в месяц посетить каждый населенный пункт, провести там собрание граждан и решить все возникающие вопросы. Причем маршрут с целью экономии топлива разрабатываю таким образом, чтобы в одном направлении за день посетить несколько деревень. Конечно, иногда возникают срочные вопросы, и требуется с одного конца территории сельсовета ехать в течение дня в другой. А лимит топлива на мой служебный автомобиль остался тем же, его хватает на 1200 километров в месяц. Хотелось бы, чтобы в связи с укрупнением сельсовета рассмотрели вопрос хотя бы о небольшом его увеличении.

П. НАВИЦКИЙ: — Полностью поддерживаю эту идею. Несмотря на сокращение населения и сельсоветов, общая протяженность дорог в районе осталась прежней. И ездить в деревни все равно надо, несмотря на то, живут там 100 человек, как раньше, или 50, как теперь. К тому же при сокращении количества сельсоветов мы уже сэкономили на зарплате, автомобилях, содержании зданий. Так давайте оставим на меньшее количество сельсоветовских машин тот же общерайонный лимит топлива, который был раньше. Думаю, что этот вопрос надо решать на общегосударственном уровне.

«БН»: В наше время люди уже не могут представить свою жизнь без таких достижений прогресса, как мобильная связь и Интернет. Можно ли сказать, что они помогают представителям власти на местах компенсировать ту дополнительную нагрузку, которая легла на них в связи с укрупнением сельсоветов?

Б. ЛАПУТЬКО: — На рабочем месте, учитывая большое количество населенных пунктов, я нахожусь мало. Поэтому в основном меня люди ищут по сотовому телефону, номер которого, как и остальных коллег, был опубликован в районной газете. Если человек звонит в сельсовет, а его работники сами не могут решить проблему, дают номер моего сотового телефона.

Л. ШЕЛЕГОВА: — У нас есть Интернет. С его помощью решаем многие вопросы по принципу «одного окна». Общаемся по электронной почте с нотариальной конторой, БТИ и другими организациями. Работаем так: звонит человек и просит, чтобы ему сделали нужную справку. Мы заказываем ее в организации и получаем по электронной почте. Это значит, что человеку не надо ездить самому ни за какими документами, а мобильный телефон и Интернет помогают решить все проблемы.

П. НАВИЦКИЙ: — Конечно, компьютерные технологии нам здорово помогают в работе. Например, на селе повсеместно созданы электронные варианты всех похозяйственных книг. Сейчас ставится задача сделать это и в райцентре. Что же касается Интернета, то всегда можно найти сайты райисполкома и председателя РИКа. Думаю, скоро свои страницы появятся у каждого сельсовета. Тогда у людей будет возможность в любое время обратиться в сельисполком по сети.

«БН»: — Одному председателю сельсовета даже на машине трудно охватить все, дойти до каждого жителя. И здесь, вероятно, должна возрастать роль его помощников — старост деревень.

О. КОЖЕМЯКИН: — Я работаю председателем сельсовета пять лет, за это время из 17 старост заменили только одного, и то по причине смерти. Потому что на эту общественную должность подбираем людей энергичных, проверенных жизнью, тех, кому доверяют местные жители. Возьмем старосту станции Приямино Гелену Щипко. Она пенсионерка, бывшая учительница. Очень активный человек, никогда не пройдет мимо проблем. Если кто-то, например, начинает злоупотреблять спиртным, обязательно позвонит мне и попросит, чтобы повоздействовал.

И. ПОЛОНИК: — Если у кого-то возникают проблемы, но нет телефона, то такие люди обращаются к старостам деревень, те связываются со мной, и я еду решать вопросы. В старосты надо подбирать инициативных граждан, неравнодушных к чужим судьбам. Я настраиваю старост своих деревень, чтобы по мере возможности они не были передаточным звеном между человеком и сельсоветом, а сами справлялись с проблемами, не вызывая меня. Например, в деревне Кричино староста Алла Кухманская. Она работает молокосборщиком, постоянно общается со всеми жителями деревни и старается помочь в их вопросах. В деревне Веселово староста Маиса Лазерко. Она самостоятельно решает вопросы несанкционированных свалок. Если замечает выброшенный мусор, заставляет людей убирать его. И председателю сельсовета не надо вмешиваться в этот вопрос.

«БН»: — Активизация работы депутатов — вот еще один резерв в деятельности укрупненных сельсоветов.

С. ЖДАНОВИЧ: — В нашем сельсовете на 15 населенных пунктов приходится 11 депутатов. Им я поручаю решать многие вопросы на местах. Например, в деревне Заручье хорошо работает депутат Анатолий Сацук. Если надо проконтролировать уличное освещение, замену лампочек там, всегда звоню ему. Зачем председателю сельсовета ехать по такому вопросу за 32 километра? В деревне Слободка хорошим моим помощником стала депутат Елена Сацукевич. Она почтальон, кроме своей деревни, обслуживает еще Застенок и Красное. Если кому-то, скажем, нужна какая-то справка, депутат заходит в сельсовет, сообщает об этом, ей делают необходимый документ, и она относит его человеку. В деревне Слободка был случай, когда из города туда вывезли брошенных собак. Депутат сразу же сообщила мне об этом, и мы сделали заявку на их отстрел.

О. КОЖЕМЯКИН: — У нас в Лошнице есть детский дом семейного типа. У его хозяйки Людмилы Дорофеевой 10 воспитанников. Как-то она захотела завести корову. Поговорила об этом с депутатом сельского Совета, врачом местной больницы Светланой Отливанчик. Та идею поддержала и пришла с ней ко мне. Мы помогли купить женщине животное. А директор ОАО «Свинокомплекс «Борисовский» Владимир Яскевич выделил сено. Этот пример, на мой взгляд, как нельзя лучше иллюстрирует идею о том, что депутат сельского Совета должен жить заботами тех, кто рядом с ним.

«БН»: — Давайте поговорим о проблеме старения населения. Кроме медицинского аспекта проблемы, есть еще и человеческий. Пожилым, особенно одиноким, часто нужно уделять больше внимания.

Л. ШЕЛЕГОВА: — У нас есть отдаленная деревня Воилово, где живет участник Великой Отечественной войны инвалид первой группы по зрению Михаил Краснов. Ему материальная помощь не требуется, он имеет хорошую пенсию. Но живет один, поэтому нужна моральная поддержка. Он может позвонить и сказать, что сильно болит голова, высокое давление. Я беру фельдшера Жанну Скроцкую и еду к нему. Она измеряет давление, дает лекарство, а я беседую с ветераном. Чувствуется, что ему нужно общение. Поговорит с кем-то, и на душе становится легче.

Или другой пример. У нас есть одинокая женщина, инвалид с детства Александра Новицкая, проживающая в отдаленной деревне Броды. Ее я посещаю постоянно. Она, как правило, ничего не просит, но хочет, чтобы с ней пообщались. Я это вижу всякий раз, заглядывая к женщине. Заодно контролирую и условия ее проживания.

С. ЖДАНОВИЧ: — Самая отдаленная деревня в нашем сельсовете — Святое. Она находится на расстоянии 42 километров от центральной усадьбы. Там проживает один человек. Это ветеран Великой Отечественной войны Эмилия Гуляева. Несмотря на расстояние, я стараюсь у нее регулярно бывать, поздравляю с праздниками. Хочу заметить, что зимой дорогу в эту деревню чистим даже ради ее единственного жителя. По-другому нельзя. Ведь у нее есть родные. И они должны иметь возможность приехать в любое время. К тому же туда должна беспрепятственно добираться и «скорая помощь».

«БН»: — В ходе сегодняшнего разговора была поднята общая для всех сельсоветов проблема топлива. Скажите, а какие еще вопросы нельзя решить на районном уровне, требуется вмешательство областных и республиканских органов?

Л. ШЕЛЕГОВА: — Давайте возьмем, скажем, уборку кладбищ. Сейчас этот вопрос находится в подвешенном состоянии, они ни на чьем балансе. А надо бы их отдать в ведение ЖКХ. Пока для наведения порядка мы просим помощи у сельхозпредприятий, ищем добровольцев для работы. Но молодежь откликается неохотно. Поэтому надо этот вопрос поручить специализированной организации, а не рассчитывать на энтузиастов.

Б. ЛАПУТЬКО: — Согласно решению Минского областного исполнительного комитета от 25 июня 2010 г. № 735 «О внесении изменений в решение Минского областного исполнительного комитета от 24 апреля 2009 г. № 418», земельные участки в нашем сельсовете предоставляются гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов по результатам аукционов и гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, без их проведения.

Но у нас после укрупнения появились населенные пункты, которые находятся на расстоянии 25 километров от сельсовета, а от города — и до 30. Раньше выделяли участки без проблем и минчанам, и жителям Борисова. Теперь этого сделать не можем. А население стареет, люди землю бросают, она зарастает. Но выделить ее, скажем, под дачный участок мы не имеем права. Поэтому, думается, решение облисполкома надо подкорректировать, и руководствоваться не границами сельсовета, а, скажем, определенным расстоянием от райцентра. Тогда более далекие участки пойдут в оборот.

О. КОЖЕМЯКИН: — Есть один вопрос, который актуален не только для нашего сельсовета, Борисовского района, но и для всей страны. В настоящее время не предусмотрено никакой ответственности для граждан за необеспечение надлежащего порядка на придомовой территории. Есть приказ министра жилищно-коммунального хозяйства, который регламентирует этот вопрос, но он распространяется на города и поселки городского типа. А о деревнях там забыли. Да, есть в Кодексе об административных правонарушениях статья, которая предусматривает ответственность за загромождение улиц и мест общественного пользования строительными и другими материалами. А за придомовую территорию, если она не содержится в порядке, ответственности хозяина не существует. За это пока наказывают председателя сельсовета. Поэтому, думается, пробел в нормативных документах надо устранить.

А в заключение сегодняшнего разговора хочу сказать вот о чем. Иногда, хорошо подумав, местные власти могут решить, казалось бы, нерешаемые проблемы. Например, у нас в деревне Лошница есть многоэтажные дома. Вокруг них постоянно растет количество личного транспорта. И нередко машины ставят на газон. А составлять протоколы за такое правонарушение может только ГАИ. Но ведь ее работников не будешь каждый раз вызывать из райцентра. Поэтому мы с депутатами решили составлять акты о том, что машины стояли на газонах. И отправлять их в ГАИ. Людей начали наказывать, и таких случаев стало меньше.

В конференц-зале дежурил Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter