Сельская идиллия столкнулась с реальностью

Организация отдыха в деревне считается самой успешной в сфере путешествий...
Организация отдыха в деревне считается самой успешной в сфере путешествий. Здесь ведется комплексная системная работа. Есть отличная нормативная база, работают общественные советы, проводятся дни открытых дверей в усадьбах. Все хорошо. Но есть нюансы.

Агроэкоусадьбы слабо представлены в интернете. Говорю «слабо», а не плохо. В этом большая разница. Так как у многих подворий есть свои сайты. Однако в сети до сих пор не создан единый центр бронирования: заглянул — и заказал дом на выходные. Увы, это невозможно. Может, поэтому среди тех 145 тысяч туристов, кто отдохнул в белорусской деревне в прошлом году, только 14 процентов — иностранцы. Правда, география впечатляет: гости были из 57 стран — от России до Новой Зеландии.

Клиент хочет сравнивать, выбирать. А как это сделать, не имея общей базы? Открывать на мониторе тысячи окон? Неудобно. Посетовал я на это Валерии Клицуновой, председателю общества «Отдых в деревне». Она говорит, что идея собрать всех предпринимателей и их «имения» в единый центр витает давно. Но есть препятствия. Каждому участнику проекта нужно в режиме онлайн по нескольку раз на день отслеживать информацию о поступлении заявок от клиентов. Кому это хочется делать? Дело не в лени. 70 — 80 собственников агроэкоусадеб «получают» гостей через народную молву — по рекомендациям. Но сарафанное радио далеко за пределами Беларуси, увы, не работает.

Кстати, за рубежом в сельском туризме услуга букинга (заказа) через интернет, оказывается, почти нигде не внедрена. Исключение — Австрия. Беларусь может быть второй. На сайте ruralbelarus.by планируют собрать хозяев лучших подворий и отработать с ними схему работы с клиентами через общую электронную базу данных.

В стране зарегистрировано около 2.000 усадеб. Реально функционируют только 600. Из них, по оценке «Отдыха в деревне», лишь 150 — 200 высшей пробы, куда можно отправить требовательных постояльцев.

Проблемой качества услуг озабочено и государство. По данным Юлии Копоть, начальника отдела маркетинга и качества туристских услуг департамента по туризму Министерства спорта и туризма, половина усадеб не может относиться к субъектам агроэкотуризма, поскольку не соответствует критериям, указанным в нормативных актах. Некоторые владельцы вообще не занимаются организацией отдыха на селе, превращая свои хаты в банкетные залы, а гостей заселяя в комнаты без окон!

Недобросовестных предпринимателей проверят и заставят ответить по всей строгости закона. Валерия Клицунова предупреждает коллег: «Если собираетесь оставаться в бизнесе, ваши услуги должны соответствовать нормативам. Если хотите, чтобы гости задержались подольше, то разрабатывайте маршруты по окрестностям, прокладывайте экологические тропы». Ничего сложного, и никто не мешает инициативам. Наоборот, местные власти почти всегда идут навстречу. Правда, в последнее время банки ограничили выдачу кредитов, стали строже отслеживать их использование. Но это вполне оправданная мера. Чтобы что–то получить — докажи, что ты лучший.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter