Село удаляет “морщины”. Как Новые Дороги успешно догоняют Старые по обустройству и уровню жизни.

В Стародорожском районе сохранились отдельные участки Екатерининского тракта, по которому два с половиной столетия назад из Петербурга в южные свои владения ехала Екатерина Великая. На месте бывшего постоялого двора любители старины и теперь выкапывают пуговицы, монеты тех времен. Позже через окрестные леса, болота начали прокладывать Московско-Варшавское шоссе. Деревню, выросшую возле него, назвали Новые Дороги, а оставшуюся у заброшенной гати — Старые Дороги. По иронии судьбы Старые Дороги развились, со временем превратившись в райцентр. А по Новым Дорогам, как и по другим деревням, ветры времени пронеслись, словно ураганы, оставляя после себя бесхозные дома с забитыми окнами, а то и с провалившимися крышами.

В Стародорожском районе сохранились отдельные участки Екатерининского тракта, по которому два с половиной столетия назад из Петербурга в южные свои владения ехала Екатерина Великая. На месте бывшего постоялого двора любители старины и теперь выкапывают пуговицы, монеты тех времен. Позже через окрестные леса, болота начали прокладывать Московско-Варшавское шоссе. Деревню, выросшую возле него, назвали Новые Дороги, а оставшуюся у заброшенной гати — Старые Дороги. По иронии судьбы Старые Дороги развились, со временем превратившись в райцентр. А по Новым Дорогам, как и по другим деревням, ветры времени пронеслись, словно ураганы, оставляя после себя бесхозные дома с забитыми окнами, а то и с провалившимися крышами.

В ответе за уют и красоту

Пришло время исправлять перекос истории. Теперь в деревне Новые Дороги чаще обычного останавливаются автомобилисты и удивляются, отчего такими симпатичными вдруг стали жилые дома, откуда взялось асфальтное покрытие на улицах? В красивом, благоустроенном здании трудно узнать старое, обшарпанное помещение фельдшерско-акушерского пункта. Привлекательными, уютными стали школа, Дом культуры, куда не стыдно пригласить и столичных артистов...
Работники СПК “Новые Дороги” старые животноводческие помещения не разрушили, а реконструировали, начинив их современным оборудованием. Заброшенный овчарник переделали под уютный телятник с современными системами кормления, навозоудаления, вентиляции. Устаревший телятник превратился в высокомеханизированный коровник. Вокруг асфальт, кустарники, клумбы...
— Разительные перемены в Новых Дорогах произошли в процессе создания на их базе агрогородка, — рассказывает председатель Стародорожского районного Совета депутатов Вячеслав Карпиевич. — Но благоустройство, омоложение деревни продолжается. Только в прошлом году с помощью депутатов на территории сельсовета убрано 78 ветхих строений, сооружено около трех километров новых заборов, посажено 65 деревьев... Да, если прокладка, ремонт объектов водоснабжения, обслуживание и содержание в порядке дорог, электроснабжение в деревнях прежде всего дело органов исполнительной власти, то работа вместе с населением по наведению порядка на земле — прямая депутатская обязанность. Благодаря таким совместным усилиям многие наши деревни, в первую очередь Положевичского, Новодорожского, Щитковского и Языльского сельсоветов, сегодня радуют глаз своей ухоженностью, красотой.
Редкая сессия районного Совета депутатов обходится без обсуждения вопросов реализации государственной программы возрождения и развития села. Ибо все: урожаи полей, отдача ферм, напрямую зависит от условий жизни специалистов в деревне. Потому и председатели СПК не только активно обсуждают проблему, но и многое делают для ее решения. Темпы обновления деревень непременно учитываются при подведении итогов трудового соперничества сельских Советов. Елена Руденя, Валентина Булынко, Лидия Грибовская и другие старосты, отличившиеся в благоустройстве своих деревень, на традиционных слетах передовиков получают премии, ценные призы наравне с лучшими полеводами и животноводами.

По “наводке” депутатов

В деревнях Положевичского сельсовета только за последние два года снесены 108 ветхих строений. На 39 усадьбах выросли современные дома. Причем новым застройщикам о недавней запущенности участка абсолютно ничто не напоминает.
— Снос бросовых и ветхих строений для актива сельсовета сегодня — одна из важнейших задач, — рассказывает председатель сельского Совета Людмила Примаченко. — До последнего времени в этом направлении работали две бригады. Заключаем соответствующие договоры на оплату, а это в зависимости от объемов строения 500—600 тысяч рублей. Сносят его, как говорится, подчистую.
Но вначале в работу включаются депутаты Оксана Мазука, Галина Чака, Ангелина Алешкевич, другие активисты Совета. Они обходят родственников, соседей тех, кто когда-то владел заброшенным строением. Узнают адреса возможных наследников. Находят их. И только после получения официально оформленного согласия на снос в работу включаются специалисты с техникой.
Одну из бригад возглавляет Василий Сойко, житель Старых Дорог. У родственников в деревне он имеет трактор, стрелу, бензопилу, другое оборудование. Василий Иванович заключает с руководством сельсовета договор на снос бесхозного дома. Берет в дело местных безработных. И они аккуратно, по бревнышку, по дощечке разбирают строение. После этого к плате за работу могут прибавиться деньги за аккуратно снятые и проданные листы шифера, деловые доски, бревна на дрова или сарай. “Разрушители” оставляют после себя ровно спланированный участок земли — хоть сразу цветы или деревья сажай... Подобным образом в прошлом году на территории сельсовета снесено 51 ветхое строение, на что израсходовано 24 миллиона 600 тысяч рублей.
И старым, трухлявым деревьям в деревнях не место, за год их спилили два десятка. По заявке сельсовета в назначенное время приезжает из города вышка и пильщик по частям разбирает ставшее опасным дерево. Если на приусадебном участке — работу оплачивает хозяин. А вот 55 новых деревьев посажены исключительно за государственный счет.

Потому что без воды...

Несанкционированные свал-ки давно стали проблемой деревенских окрестностей — неприятная картина, запахи, тучи насекомых... Руководители сельскохозяйственных организаций выделяют людей, транспорт для сбора и вывозки твердых бытовых отходов. В малонаселенных пунктах согласно разработанным графикам он вывозится два раза в месяц... Разумеется, не безвозмездно. Суммы небольшие, но и на их выплату нужно заключать договоры. И тут старосты деревень, депутаты сельсоветов постарались, как никто другой. Поговорили, убедили... За год оформлено 2896 таких документов, всего в районе ликвидированы более тысячи несанкционированных свалок.
А возле деревни Языль их не стало после того, как по инициативе сельсовета было создано коммунальное унитарное предприятие с тракторами, погрузчиками, разным сельскохозяйственным оборудованием. Механизаторы не только обрабатывают участки пенсионеров, хозяев, не связанных с местным СПК, но и по устоявшемуся графику собирают мусор, вывозят его на мини-полигон, выполняют другие работы по благоустройству..
— Да, мы сносим ветхие строения, возводим новые, пилим старые деревья, ставим заборы, — говорит председатель Языльского сельсовета Виктор Половченя. — Это хорошо, но усилия депутатов не дадут нужного эффекта, если работы по благоустройству деревень не проводить более широко, комплексно. Да, деревни наши помолодели, но вода в них некачественная, содержит много железа. И человек, прежде чем переехать в деревню, подумает... Сельчанам необходим водопровод. Да и вообще сельским Советам нужно дать большую финансовую самостоятельность. На всю нашу большую, старинную деревню, к примеру, только одна подгнившая беседка, а построить новую — целая проблема...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter