Правительство утвердило комплекс мер по реализации положений Директивы Президента от 4 марта 2019 года № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли»

Сельхозпродукция в списке фиксированных цен

Сам комплекс мер, разработанных Правительством, весьма значим для АПК

Правительство утвердило комплекс мер по реализации положений Директивы Президента от 4 марта 2019 года № 6 «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли». Предусмотрено 40 направлений деятельности, ориентированных на достижение количественных и качественных параметров развития АПК на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В их числе поддержание стабильности в производстве сельхозпродукции в объемах, гарантирующих продовольственную безопасность страны. В частности, к концу 2020 года объемы производства молока в стране должны достигнуть 9 миллионов тонн, продукции выращивания скота и птицы — 1,8 миллиона. Необходимо обеспечивать создание высокопродуктивных сортов сельхозкультур и их внедрение в производство. Также планируется совершенствовать структуру посевных площадей с учетом сложившихся почвенно-климатических особенностей и специализации регионов в животноводстве.


По сути, это «дорожная карта», методика воплощения в жизнь важного документа Главы государства. Так бывает всегда, когда узкие специалисты указывают конкретные пути реализации нормативного акта. Казалось бы, если хочешь узнать способы претворения в жизнь Директивы, обращайся за комментариями к этим специалистам. Они все же доки, искушенные в своем деле люди. Ан, нет. Есть отдельные деятели, считающие себя сведущими во всем: от балета до запуска космических кораблей. Такая самоуверенность нередко их подводит. Ладно бы, ошибались в ущерб только себе. Так ведь фейками своими вводят в заблуждение других.

Автор такого опуса на одном интернет-ресурсе сосредоточил внимание на таком положении из постановления Правительства: до 1 ноября 2019 года перейти к государственному регулированию цен только на сельхозпродукцию, закупаемую для республиканских государственных нужд. Не имея понятия, о чем идет речь, не спросив экспертов, рисует мрачные картины: «Для питания детей в детских садах, школах, пациентов в детских больницах — для всего, что финансируется из бюджета, продукты питания будут закупаться по фиксированным ценам, а вот для всех остальных цены отпустят. Если отпустить цены на сельхозпродукцию, а это в основном и есть продукты питания, то по белорусскому кошельку это ударит очень сильно».

Подобные суждения у специалистов вызывают, мягко говоря, недоумение, прокомментировала ситуацию заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алла Ломакина. По сути, автор сам себя высек, утверждая, что сельхозпродукция — это продукты питания. Но коль берешься писать на эту тему, то следует знать: сельхозпродукция — это сырье: зерно, молоко и скот на фермах. А продукты питания — то, что из этого сырья производят: хлеб, молоко в упаковке, кусковое мясо или колбаса и т. д.

Между тем в тезисе о госрегулировании нет ничего принципиально нового, пояснила Алла Леоновна. Уже давно существует небольшой перечень сельхозпродукции, подпадающий под него. Речь идет о продовольственной пшенице, ржи, ячмене, гречихе, просе, рапсе и сахарной свекле. Именно на них устанавливаются фиксированные цены в объемах, закупаемых для госнужд. Причем этот список может меняться в зависимости от ситуации. Раньше там было записано: на сельхозпродукцию, закупаемую для государственных нужд, что подразумевает республиканские и местные государственные нужды. Но поскольку местные органы власти на протяжении ряда последних лет объемы поставок сельхозпродукции для местных нужд не устанавливали, то фактически государственное регулирование цен осуществлялось только на республиканские нужды. Таким образом, реализация данного положения Директивы позволит законодательно урегулировать фактически сложившуюся ситуацию.

Ну а как же с ценами на мясо и молоко? Заместитель министра пояснила: все остается по-прежнему. На такую сельхозпродукцию как были, так и будут действовать договорные цены между производителями сырья и переработчиками, которые находятся под контролем Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Федерации профсоюзов.

К сожалению, недалекий автор не обратил внимания на сам комплекс мер, разработанных Правительством. А он весьма значим для АПК. Планируется актуализировать отраслевые регламенты и нормативы при выпуске сельхозпродукции с учетом модернизации и инновационного развития производства. Активизируется продвижение продукции переработки на внешних рынках, чтобы к концу 2020 года довести ее экспорт до 7 миллиардов долларов. Предусматривается создание и развитие крупных кооперативно-интеграционных формирований, холдингов с участием организаций, перерабатывающих сельхозпродукцию, реорганизация предприятий по выпуску молочной продукции.

Комплекс мер предусматривает и реализацию конкретных эффективных инвестиционных проектов в АПК со сроком окупаемости не более 5—7 лет.

Два из них активно воплощаются в жизнь в ОАО «Пружанский молочный комбинат», рассказала главный экономист предприятия Жанна Ковганко. В частности, практически завершена модернизация сыродельного цеха с установкой линии по нарезке и упаковке сыра и технологической линии посолки сычужных сыров. Наполовину готово новое здание цеха сухого обезжиренного молока.

Обновленный объект обошелся предприятию в 12,7 миллиона рублей. Планируется первую линию окупить за 5 лет и 1 месяц, вторую — за 2 года и 3 месяца. Новый цех будет стоить 32,3 миллиона рублей, окупится за 6 лет и 5 месяцев. Уложиться в сроки важно, потому что комбинат на инвестпроекты использовал не только свои деньги, но и брал кредиты в банке.

Любую сельхозпродукцию производят люди. Отрадно, что в документе уделено большое внимание улучшению их уровня жизни. В частности, предусмотрено ежегодное увеличение заработной платы в сельском хозяйстве до уровня не ниже средней по стране и обеспечение ее своевременной выплаты. Поскольку не хлебом единым жив человек, то намечено обеспечить комфортные условия для жизни на селе, создать современные центры культуры, а также развивать нестационарные формы обслуживания жителей малонаселенных пунктов.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter