Почему студенты-аграрии от распределения почти «косят»?

«Сельхозотказники» на уровне погрешности

С 15 ноября аграрные вузы начали прием документов на заочное отделение. Всего на эту форму обучения планируется принять 2596 человек, в том числе 730 — на бюджет. И этим ребятам, естественно, предстоит распределение.



У студентов аграрных вузов в подавляющем большинстве с местами отработки проблем нет. Заочники-бюджетники в этом отношении самый проверенный контингент, ведь поступают в вузы, уже работая по специальности. Диплом о высшем образовании в этом случае нужен как пропуск для построения дальнейшей карьеры. Отсюда и льготы при поступлении. Кандидат на студенческий билет из этой категории сдает всего два сертификата ЦТ по профильным предметам либо непосредственно экзамены по названным дисциплинам в вузе. Одним словом, уровень мотивации для того, чтобы поступить, высок. В этом случае, согласитесь, теряется всякий смысл «косить» от распределения.

Студенты-«дневники» — немного иная история. Они приходят в вузы с менее сильной мотивацией, только присматриваются к специальности, постигают азы, но уже с первого курса должны готовить себя к тому, что придется работать в сельском хозяйстве. В аграрных вузах студентов приучают ассоциировать себя не просто с АПК, а с хозяйствами того или иного направления. Ознакомительные и производственные практики проходят на конкретных предприятиях, а распределение, в отличие от выпускников иных университетов, получают не весной, а осенью. Это позволяет морально настроиться, утвердиться и свыкнуться с мыслью о том, что выбор сделан и назад дороги нет.

После осеннего распределения преддипломную практику и, собственно, саму дипломную работу аграрии делают уже применительно к опыту на своем будущем месте работы. Об эффективности системы говорит хотя бы тот факт, что «косят» от распределения лишь единицы таких специалистов. К примеру, в этом году из 1669 человек лишь 8 придется возмещать стоимость обучения. Еще 7 не определились, хотят свободный диплом либо поедут отрабатывать. Итого 15 человек так называемых «отказников» — 0,89 процента. Это на уровне погрешности.

К чему этот разговор? Неоднократно на обсуждение выносился вопрос об оптимальной системе распределения, в начале года на уровне Правительства обсуждалась возможность 100-процентного распределения. Но, мне кажется, для начала надо определиться, кого, сколько и для каких конкретно сфер нужно учить. Ведь «откос» от распределения как раз и говорит о том, что налицо определенная диспропорция и оторванность от реального рынка вакансий. Возможно, как раз впору заняться этим вопросом профильному Министерству труда и соцзащиты, а не Минобразования, которому, возможно, сложно спрогнозировать кадровую потребность во всех сферах народного хозяйства.

Вернусь к аграрным вузам. Всю информацию по прогнозам и потребности в кадрах они знают от профильного ведомства. Такими данными Минсельхозпрод снабжает университеты каждый год, предполагая по объективным сведениям и мониторингам, как стареют профессиональные кадры, как мигрируют, где хотят оставаться работать. К такой схеме, напомню, пришли вынужденно. Поспособствовал кадровый голод нулевых, когда хозяйства в массовом порядке оставались без специалистов. Теперь уже новый этап борьбы. Не за прибытие кадров ратуем, а за их «оседлость» на первом рабочем месте.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter