Сельхозбюджет с обязательной господдержкой

ГОСУДАРСТВЕННАЯ поддержка сельского хозяйства сыграла ключевую роль в резком увеличении производства продовольствия в США, Канаде, странах ЕС. Везде уже давно поняли, что сельское хозяйство куда важнее любой из промышленных отраслей с социальной точки зрения. И не только потому, что люди обойдутся без телевизора, но не проживут без еды. Деятельность сельхозпредприятий затрагивает огромное количество людей и территорий.

Во сколько обходится гектар казне в мире, Европе и Беларуси.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ поддержка сельского хозяйства сыграла ключевую роль в резком увеличении производства продовольствия в США, Канаде, странах ЕС. Везде уже давно поняли, что сельское хозяйство куда важнее любой из промышленных отраслей с социальной точки зрения. И не только потому, что люди обойдутся без телевизора, но не проживут без еды. Деятельность сельхозпредприятий затрагивает огромное количество людей и территорий.

Ключевой фактор госпомощи в странах Европейского союза — так называемые целевые цены. Можно смело сказать, что государство четко и жестко регулирует ситуацию на агрорынке. Оно скупает избыток сельхозпродукции в случае ее перепроизводства и, наоборот, поставляет на рынок государственные запасы в ситуациях, когда цена начинает превышать допустимый предел. Помимо этого, существуют и другие инструменты поддержки, такие как дотации на гектар посевов, на голову скота или субсидирование кредитования. Но что важно: напрямую к урожаю они не привязаны, поэтому производитель хорошо осознает, что чем ниже будут его издержки, тем большая часть государственных субсидий ему достанется.

Сельхозбюджет ЕС постоянно увеличивается: с 45 миллиардов евро в 2007 году до 48,5 миллиарда к 2012-му. Аграрные министры даже с наступлением кризиса сумели сохранить гигантские субсидии европейским фермерам. Хотя есть интересный нюанс — основными получателями дотаций стали не самые крупные, а самые «зеленые» сельхозпроизводители. Еще пять лет назад министры сельского хозяйства Евросоюза договорились реформировать «Общую сельскохозяйственную политику» ЕС. Комиссар по сельскому хозяйству Франц Фишлер настаивал тогда, что Союз должен устранить зависимость между объемом производства и размером субсидий, приводившую к хроническому перепроизводству в европейском агропроме. Так вот вместо прежних субсидий аграрные производители стали получать «единую сельхозвыплату», размер которой зависит не от объема производимой продукции, а от соблюдения фермерами требований экологии, «пищевой безопасности», заботы о здоровье животных и качестве сельхозугодий. Часть средств, выплачивавшихся ранее в форме прямых субсидий, идет теперь на социальное развитие сельской местности. И только до 25 процентов субсидий могут по-прежнему быть увязаны с объемом производства.

В Европе на гектар пашни из бюджета выделяется порядка 200 евро, в США — 180 долларов. Но здесь необходимо пояснение. Когда в ЕС заявляют, что у них направляется из бюджета в село 200 евро, это не совсем правда. На самом деле намного больше. 200 евро фермер получает в виде прямых государственных дотаций. В сумму субсидий сельскому хозяйству не включается финансирование социальной политики. А это — дороги, энергетика, больницы, школы, клубы, жилье, питание в сельских детских учреждениях. То есть расходы бюджета на сельскую инфраструктуру у них идут по отдельным программам.

Солидная господдержка и в других странах. Скажем, в Японии и Финляндии размер субсидий достигает 70 процентов стоимости произведенной фермерами товарной продукции. В Финляндии действуют три вида цен: целевые, дотационные и дополнительные. Ежегодно министерство сельского и лесного хозяйства определяет целевые цены и утверждает их по согласованию с Центральной организацией сельскохозяйственных товаропроизводителей. В течение года они корректируются с учетом инфляции. Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора путем всесторонней поддержки производителей — приоритетное направление аграрной политики большинства развитых стран.

Что касается США, то здесь фермер менее защищен государством, чем в странах Европейского союза. Рыночный механизм этой страны основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательство в ценообразование минимально. Программы финансирования прежде всего направлены на защиту потребителя и природной среды. Правительство США не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы. Из государственного бюджета выделяются ассигнования, которые направляются строго на целевые программы. На федеральном уровне работают две крупные — «Стабилизация доходов фермеров» и «Научное обеспечение». На реализацию первой направляются от 30 до 50 процентов всех бюджетных ассигнований. Программа предусматривает страхование урожая, сельскохозяйственные кредиты, в том числе льготные, продовольственную помощь малоимущим слоям населения. Сегодня бюджетным финансированием охвачено более трети американских ферм, причем 70 процентов средств получают фермеры, обеспечивающие годовой объем товарной продукции в стоимостном выражении не менее 100 тысяч долларов. Фермер имеет возможность во время сильного падения цен сдать свою продукцию по залоговым ценам на хранение государству. Если ситуация с рыночными ценами улучшается, сельхозпроизводитель свою продукцию может забрать на реализацию и выплатить из выручки полученные от государства денежные средства.

Достаточно жестко начала отстаивать интересы своего сельхозпроизводителя и Россия. Несмотря на неоднократно высказываемые опасения по поводу ее вступления в ВТО, правительству удалось четко оговорить размеры господдержки села. Россия сохранила за собой право субсидировать крестьян к 2012 году на 9 миллиардов долларов, а затем в течение 5—7 лет постепенно снижать этот уровень до отметки в 4—4,5 миллиарда.

И только в Беларуси все еще можно услышать шипение, что, дескать, из года в год в сельское хозяйство мы «закапываем» немало средств. Дилетанты забывают, что экономика — это сбалансированная система. И если село дотируется, следовательно, оно где-то что-то и дает. В прошлом году, как бы ни было сложно, обеспечена положительная динамика развития агропромышленного производства и социальной сферы села. Прирост производства продукции во всех категориях хозяйств составил 6,6 процента к уровню 2010 года. В сельхозорганизациях валовое производство выросло на 9,6 процента. Все области превысили уровень 2010 года. Экспорт продукции составил 4,1 миллиарда долларов. Уровень рентабельности продаж сельхозпредприятий достиг 9,7 процента при задании 6.

Конечно, без государственной поддержки эти результаты были бы намного скромнее. В прошлом году бюджетные ассигнования в агропромышленный комплекс составили 8,14 триллиона рублей, или 10,2 процента расходной части консолидированного бюджета (в 2010-м этот показатель составлял 9,9 процента). Правда, в ближайшей перспективе уровень господдержки будет сокращаться. Это предусмотрено договоренностями между Беларусью, Россией и Казахстаном по формированию Единого экономического пространства. В частности, соглашением о единых правилах поддержки сельского хозяйства. Предельный уровень господдержки белорусских сельхозпроизводителей составит 10 процентов от валовой стоимости произведенной сельхозпродукции. Чтобы сокращение дотаций не стало для сельхозпроизводителей шоком, Беларусь добилась поэтапного снижения финансирования. Начиная с 2011 года размер господдержки плавно снижается на один процент ежегодно. Переходный период продлится до 2016 года. За это время предполагается снизить уровень господдержки с 16 до 10 процентов. Что, в принципе, тоже немало. Так что без поддержки село никто не оставит.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter