Откуда в белорусских недрах такое количество калийной соли?

Съели пуд соли на экспорте

Не так давно Белорусская калийная компания (БКК) — официальный экспортер калийных удобрений — порадовала известием о подписании долгожданного контракта с Индией. Незадолго до этого сделку с компанией Indian Potash Limited (IPL) во время Всебелорусского народного собрания проанонсировал Президент Александр Лукашенко. Собственно говоря, именно тогда он и объяснил ее важность. По его словам, именно крупные контракты с Индией и Китаем определяют цены на удобрения для всего мирового рынка, а это означает, что подписание соглашения стимулирует спрос на хлоркалий.

Откуда в белорусских недрах такое количество калийной соли?
Считается, что это наследие древнего океана,
покрывавшего некогда территорию нашей страны.

Контракт, подписанный между БКК и IPL, предполагает поставку 700 тысяч тонн калия в твердых объемах по цене 227 долларов за тонну, и отгрузки уже начались с 1 июля. По словам генерального директора БКК Елены Кудрявец, подписание этого соглашения «будет способствовать поддержанию стабильности индийского рынка, являющегося для нас важным стратегическим направлением».

— Контракт отражает интересы и производителей, и импортеров, и конечных потребителей калийных удобрений — индийских фермеров, вносящих существенный вклад в развитие мирового сельского хозяйства, — объяснила руководитель БКК.

Понятно, что подобного рода выгодные соглашения  как кость в горле у конкурентов. Реакция из страны-соседки последовала без задержки. Уже на следующий день после подписания контракта представитель «Уралкалия», не нашедший в себе смелости назвать свое имя, заявил прессе, что российская компания считает цену низкой и по такой цене подписываться не готова.

— Ну что ж, мы вполне готовы компенсировать те объемы, которые российский производитель не готов поставить на рынок Индии, — парировал заместитель генерального директора по продажам и маркетингу БКК Александр Поляков. 

Пока очень сложно сказать, чего в заявлении «Уралкалия» больше: обычного человеческого раздражения или продуманной политической игры, но реальная оценка ситуации от профессиональных отраслевых аналитиков с мнением российского производителя явно не совпадает.

22 млн тонн руды — это огромный объем добычи. Достаточно предстаить,
что это примерно 50 тысяч груженных доверху БелАЗов.

Так, аналитик Раффайзенбанка в Москве Константин Юминов назвал цену «хорошей» с учетом реально существующих спотовых цен в Юго-Восточной Азии. Все дело в фундаментальных факторах: во-первых, у Индии снижаются запасы, а во-вторых, страна ожидает хороших осадков, которые после двух лет засухи принесет муссон. Это очень сильно подогревает ожидания фермеров по предполагаемым доходам от продаж.

— Цена в 227 долларов за тонну для Индии — это хорошая база, чтобы удержать китайский контракт выше 200 долларов за тонну, это важно с учетом того, что Китай хотел цену на уровне 180 долларов. Кроме того, сейчас объемы пойдут в Индию, что дает производителям гибкость с точки зрения сроков: им нет необходимости соглашаться на большие дисконты, которых хотят китайские импортеры, — уверен эксперт. 

«Цена оправдывает ожидания», — соглашается с коллегой аналитик «РБК Капитал» Андрей Вон.

Аналитик банка ВТБ Елена Сахнова высказывалась в том же русле еще раньше, когда шли переговоры: 

— Контракт с Индией будет очень хорошим явлением. Если он будет подписан, то станет возможным некоторое восстановление рынка. 

В одном из последних своих обзоров Сахнова заявляла, что «любая цена выше 200 долларов за тонну в Индии будет приятным сюрпризом», а ее коллега Кевин Уайт из «ВТБ Капитал» называет такую цену «хорошим достижением». 


Мы не напрасно привели такие оценки. Сейчас они выполняют роль бальзама, которым смазали болезненные раны. Ведь первые два квартала нынешнего года калийная отрасль очень сильно буксовала, причем не только у нас, но и во всем мире. Калийный рынок относится к сырьевым, а потому все негативные тренды, связанные с падением цен на сырьевые товары, отразились на нем в полной мере. Снижение добычи — это лишь половина беды, в целом макроэкономическая ситуация в мире оставляла желать лучшего. «Парад» национальных валют в странах-импортерах вкупе со снижением цен на сельскохозяйственные товары привели к тому, что доходы фермеров стали сокращаться. А когда уменьшилась их покупательная способность, сократился и спрос. 

Снижение цен на калий стало очевидным уже во второй половине 2015 года, в 2016-м они продолжили падение. К счастью, большинство производителей хлоркалия все-таки проявили мудрость и дальновидность, не стали давить на без того слабые цены лишними объемами, а сократили производство и объемы поставок в ожидании стабилизации. Особенно отчетливо это было видно на примере рынка Бразилии, где цены упали сильнее всего и где БКК наиболее существенно сократила свои поставки. В целом, сравнивая объемы экспорта белорусского калия за первое полугодие 2016 года с аналогичным периодом 2015 года, мы выясняем, что поставки сократились более чем на миллион тонн. Тем же путем пошли и другие компании — канадская Potash Corporation и американская Mosaic. Из-за плохой конъюнктуры рынка канадцы даже остановили производство на руднике Пикадилли в Нью-Брансуике, хотя он был введен в эксплуатацию только в 2015 году и потрачено на этот рудник было, как минимум, 2,2 млрд долларов! Что касается Mosaic, то эта компания начала сокращать производство еще в четвертом квартале 2015 года и была вынуждена даже сократить 8% своих сотрудников. 

Впрочем, сейчас, кажется, черная полоса уже позади. Цикличный калийный рынок, пройдя через нижнюю отметку, восстанавливается. Остается значительной на этом рынке роль Беларуси как поставщика одного из ключевых минеральных ресурсов. И есть все основания полагать, что наши позиции будут с каждым годом только укрепляться. В настоящее время полным ходом идет строительство Петриковского горно-обогатительного комбината. Расчетный срок службы этого ГОК с учетом имеющихся запасов, заданной проектной мощности и оптимизации работы каждого промышленного горизонта составляет около 90 лет.

В прошлом году БКК поставила на экспорт 9,2 млн тонн калийных удобрений.

Осенью прошлого года компанией «Славкалий» заложен первый камень в разработку еще одного ГОК мощностью от 1,1 до 2 млн тонн хлорида калия в год на базе Нежинского участка (восточная часть Старобинского месторождения калийных солей). Этот проект реализуется на территории Любанского района Минской области. Несколько недель назад стало известно, что Беларусбанк и Государственный банк развития Китая (ГБРК) подписали кредитное соглашение на 1,4 млрд долларов. Этот кредит направят на строительство самого рудника, а также на развитие сопутствующей инфраструктуры — к нему подведут железнодорожную ветку и автодорогу, построят другие важные производственные и социальные объекты. То есть во вполне обозримом будущем белорусские производственные мощности могут вывести страну в однозначные лидеры на рынке минеральных удобрений.

Однако «Славкалий», как новый игрок на калийном рынке, конкурировать с «Беларуськалием» не будет, ибо в инвестдоговоре с российским инвестором оговорено: экспортом продукции компании будет заниматься БКК.

Не стоит забывать и про то, что наша страна помогает строить Гарлыкский ГОК в Лебапском велаяте на северо-востоке Туркменистана. Проект обещают запустить в марте 2017 года. Ожидается, что этот ГОК будет производить ежегодно 0,6 млн тонн гранулированного хлорида калия и 0,8 млн тонн — мелкозернистого. В перспективе новое производство позволит не только полностью обеспечить потребности в калийных удобрениях сельского хозяйства Туркменистана, но и наладить их экспорт. Беларусь будет и в данном случае помогать партнерам с продажей хлоркалия.


Но все же производить ради того, чтобы произвести, бессмысленно. Определяющей силой рынка всегда является спрос, и, следовательно, для того, чтобы всем хватило места под солнцем, нужно его развивать. С одной стороны, население планеты постоянно увеличивается и также постоянно нуждается в продовольствии — по последним данным FAO, в настоящее время в мире голодает около 800 миллионов человек. Площади пахотных земель ограничены, и основной путь увеличения урожайности — это грамотное внесение минеральных удобрений, в том числе и калия. Но не все так просто: чтобы каждый фермер смог получить возможность использовать калий, должны слаженно сработать сразу несколько звеньев одной цепи, должно существовать доверие между поставщиком, импортером и конечным потребителем, должно быть единое видение рынка и общие цели.

Произошедшая корректировка контрактной цены на импортируемый Индией калий в этой стране сразу же отразилась и на розничных ценах — 50-килограммовый мешок калийных удобрений подешевел на 200 рупий. Этот шаг индийского правительства сделал удобрения доступнее для сельхозпроизводителей и создал дополнительную основу для роста сельского хозяйства, стимулировал потребление. Это пример адекватного подхода, пример стремления к эффективности. 

Однако мало дать фермеру доступ к удобрениям, нужно еще и помочь ему добиться эффективности и вырастить максимальный урожай. Тут в дело вступают уже не экономические механизмы, а знание окружения, потребностей, особенностей страны, стремление начать диалог с потребителем. 

Кстати, еще одна ремарка про «Уралкалий» и их заявления. Несколько дней назад появились слухи, что он также заключил договор с индийской компанией «Чамбал» по той же цене, что и БКК с IPL, но с меньшими объемами.

ДОСЬЕ 

Калийные соли — основное минеральное богатство нашей страны и важнейший экспортный товар. Они залегают в Припятском прогибе и связаны с нижней и верхней солевыми толщами верхнего девона. Основные месторождения калийной соли в нашей стране — Старобинское (запасы — 2,7 млрд тонн), Петриковское (1,28 млрд тонн) и Октябрьское (637,2 млн тонн). Общие промышленные запасы калийных солей составляют более 5 млрд тонн, и по этому показателю мы занимаем третье место в мире после Канады и России.

Промышленная добыча калийной соли у нас была начата в 1961 году, сейчас годовая добыча калийных солей составляет более 20 млн тонн, из которых ежегодно производится более 10 млн тонн калийных удобрений.

КСТАТИ

Сегодня БКК — один из ведущих игроков мирового калийного рынка. По данным Международной ассоциации производителей удобрений, мировой объем экспортных поставок в 2015 году сократился на 5,7 процента. При этом БКК снизила экспорт калийных удобрений в сравнении с 2014 годом на 3,1 процента — до 9,2 млн тонн. В то же время доля БКК в мировом экспорте увеличилась с 18,8% по итогам 2014 года до 19,3 процента в 2015-м. За  всю историю белорусской калийной отрасли это рекордный результат.

Вячеслав ИВАНОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter