«Легких» пациентов, которые попадают в Республиканский ожоговый центр, не бывает

Селфи с… ожогом четвертой степени

ПО оценке Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире более 11 миллионов человек получают ожоги. Примерно 270 тысяч погибают, многие остаются инвалидами. Это высокая цифра, особенно если учесть, что большинство термических травм происходит по элементарной неосторожности и неосмотрительности самих же пострадавших. В стране, по словам главного внештатного комбустиолога Министерства здравоохранения, ассистента кафедры пластической хирургии и комбустиологии БелМАПО Алексея СЕРЕБРЯКОВА, термическая травма занимает третье место в структуре травматизма.


ЧТОБЫ попасть в реанимационное отделение Республиканского ожогового центра, нужно полностью экипироваться: шапочка, халат, бахилы…  Тишину нарушают лишь работающие приборы. Такое впечатление, что даже медсестры двигаются бесшумно. Одного пациента на днях привезли из района Минской области — ситуация непростая, поэтому  потребовалась помощь столичных врачей. Замечаю, что больной лежит на необычно высокой кровати, а под ним непривычный матрас-«облако».  Создается впечатление, что оно будто бы наполнено водой, а человек словно парит в воздухе. Но все не так просто. Это специальная флюидизирующая кровать, поясняет Алексей Серебряков. И внутри не вода, а специальные микрочастицы-микросферы, благодаря им и создается эффект «плавающего» тела. Одеяло, которым накрыт пациент, — тоже необычное. Подсушивает ожоговые раны, благодаря чему уменьшается потеря жидкости. Кроме того, флюидизирующая кровать служит как противопролежневая. Это очень важно, если учесть, что тяжелые пациенты лежат не один месяц… 

 У ожоговых травм есть своя, «горячая», специфика. Поражения жидкостью, пламенем, газо- и парообразующими веществами составляют примерно 75 процентов. Летом на больничную койку попадают пациенты, которые недооценили опасность солнечных лучей, зимой — с отморожениями и переохлаждениями. 

— Бывает, к нам привозят строителей, — говорит Алексей Серебряков. — В сапоги попадает бетонный  раствор, и щелочью буквально разъедает голени, стопы. Это очень тяжелые травмы. «Легких» пациентов, которые попадают в комбустиологическое отделение, не бывает. К примеру, поступает больной, получивший термический ожог в закрытом помещении. У него, кроме лица, шеи,  могут быть поражены и дыхательные пути. Это так называемая термоингаляционная травма.  В такой ситуации процесс лечения, реабилитации усложняется многократно. При необходимости самых тяжелых доставляют в Республиканский ожоговый центр.

Алексей Евгеньевич — о специфике лечения: 

— Методы, которые мы используем, самые современные. Но, к сожалению, сохраняется высокая летальность у пациентов с обширными ожогами. Мы сторонники активной хирургической тактики. Благодаря высокотехнологичному оборудованию в операционных и отделениях интенсивной терапии можем удалять до 30 процентов некроза с одномоментным сокрытием ран аутокожей  и аллокожей, что дает больным с неблагоприятным прогнозом единственный шанс выжить. 

Но что это за приставки — «алло» и «ауто»? В первом случае это донорская кожа. Ее применяют в определенных случаях при обширных ожогах.  А во втором — пластику проводят собственным расщепленным кожным лоскутом. Если состояние пациента позволяет, то операция с одномоментной кожной пластикой выполняется в максимально ранние сроки, сразу после выведения больного из шока, уточняет Алексей Серебряков. Новые методы, которые применяются при лечении ожоговых травм, для простого обывателя сложны и непонятны. Но важен итоговый результат. Алексей Евгеньевич демонстрирует фотографии. И я понимаю, что иногда работа хирургов-комбустиологов не просто ювелирна и тонка… К примеру, метод восстановления кожного покрова, с использованием специальных баллонов-эспандеров. При особо тяжелых травмах, когда повреждаются не только волосяной покров и кожа, но и костная ткань, их имплантируют под кожу, которая словно «растягивается», и затем сформированными лоскутами делают пластику и закрывают дефект. На это, бывает, уходят месяцы. 

И еще такой момент. Пациент отделения комбустиологии —  один из самых дорогих. Его «бесплатное» лечение для государства обходится около 7 миллионов рублей в день. А ведь некоторые больные только в реанимации могут в некоторых случаях лежать несколько месяцев. И, как правило, врачи не только спасают жизнь.

— Здесь присутствует эстетический момент. Раны от ожогов оставляют обширные рубцы, — поясняет Алексей Серебряков. — А это значит, что пациенту потребуются еще и пластические операции.

Дети к комбустиологам чаще всего поступают с ожогами горячей жидкостью. Зачастую это результат невнимательности родителей.  Малыши со стола стягивают кружки с горячим кофе, чаем, тарелки с супом. Бывает, мамы в одной руке держат чашку, в другой — ребенка. Малейшее неосторожное движение — и тяжелая травма. У детей постарше и у взрослых  нередки электротравмы…  Бывает, что к трагедии приводит любопытство: залезают на высоковольтные вышки, трансформаторные будки. Или один из последних примеров, когда в ожоговое отделение одной из областных больниц попала девушка, которая захотела сделать селфи на крыше поезда и задела провода, которые были под напряжением.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ 

Первая помощь

Что делать

Прервать воздействие термического агента, промыть ожог холодной водой. Но при этом  избегать продолжительного охлаждения, так как это приводит к гипотермии.

При химических ожогах  удалить  химическое вещество или ослабить его действие с помощью большого количества воды.

Обернуть пациента чистой материей или простыней и транспортировать его в ближайшее медучреждение.

Что не делать

Не начинать оказывать первую помощь, не убедившись в своей собственной безопасности (отключить электричество, надеть перчатки для защиты от воздействия химических веществ и т. д.)

Ни в коем случае не обрабатывать обожженный участок кожи растительным маслом, кремом, тертым картофелем, мазями. Избегать местного нанесения медикаментов до поступления пациента под надлежащее медицинское наблюдение.

Не вскрывать волдырей.

Площадь  ожога  определяют  по  «правилу девяток» (голова – 9 процентов, рука –  9 процентов, передняя  поверхность туловища – 9 х 2 процента, нога – 18  процентов). Или по «правилу ладони»: площадь ладони составляет приблизительно процент  площади поверхности кожи.

korenevskaja@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter