5-я Белорусская биеннале живописи, графики и скульптуры открылась в Минске

Селфи на фоне

Да простят меня друзья–товарищи художники, но, как говорил древний философ: «Платон мне друг, но истина дороже». 24 ноября во Дворце искусства, на главной выставочной площадке страны, открылась 5–я Белорусская биеннале живописи, графики и скульптуры. 250 художников представили около 400 своих произведений, созданных за два последних года. Где еще можно увидеть сразу столько отечественных художников, как проживающих в Минске, так и за его пределами, если не на главной выставке? Может, только на очередном съезде, когда надо организационные вопросы решать да выборы проводить.


В день открытия чаще всего зрителями выставки становятся сами творцы да их друзья. Кто–то с супругой, кто–то с подругой, кто–то тещу привел. Так было и позавчера. Вот все эти колоритные личности и разбрелись, рассыпались, рассредоточились по этажам и залам еще до официального начала. Обнимаются, здороваются, руки пожимают, комплименты друг другу говорят, а сами свои работы нетерпеливо по залам да по стенам выискивают. Каждому интересно, как его шедевр висит, кто справа, кто слева. Немножко нервное настроение, напряжение чувствуется. Кажется, что даже воздух наэлектризован, потрескивает, искрит. А наверху, на втором этаже, небольшой ансамбль играет, праздничное настроение создать пытается. Но как только художники все залы пролетают, свой шедевр находят, убеждаются, что повесили хорошо, так настроение у них мгновенно и улучшается, глаза начинают блестеть. Некоторые тут же из карманов смартфоны извлекают и быстро фотографию делают или просят знакомого себя на фоне картины–скульптуры снять. Словно в мастерской на них не нагляделись. А если кто–то сочтет, что повесили неудачно, полотно отсвечивает или соседство не очень, то и настроение сразу по нулям. Недаром же говорят, что художника, даже хорошего, каждый обидеть может. Но это всем известно!

Музыка вдруг смолкла. Большинство присутствующих собралось на втором этаже Дворца искусства рядом с триптихом Владимира Товстика. Через минуту, многократно усиленный микрофоном, зазвучал голос Рыгора Ситницы — председателя  Белорусского союза художников. Говорил он недолго, но, впрочем, как всегда, красиво и выразительно. За ним слово дали руководителям секций. Когда официальная часть закончилась, накатила вторая волна всеобщего оживления.

Теперь уже не только свои шедевры можно разглядывать, но и чужие изучить. А также продолжить фотографироваться, комментировать и давать интервью многочисленным журналистам.

И я пошел по экспозиции: к холстам, скульптурам, к графике. На этой биеннале достаточно произведений художников знаменитых, но работы многих известных мастеров не представлены. Почему — мне непонятно. Может, звезды проигнорировали выставку, а может, им не сообщили? Не участвуют в 5–й биеннале Владимир Савич и Владимир Цеслер, Зоя Литвинова и Руслан Вашкевич, Валерий Славук и Игорь Тишин, Роман Заслонов и Андрей Задорин, Наталья Залозная и Сергей Гриневич... Список фамилий известных творцов можно продолжать и дальше, но достаточно и этих, знаковых для современного искусства имен.

Такое ощущение, да простят меня организаторы, что выставка делалась поспешно, как говорится, клепалась на коленке. Часть работ даже не подписана, и приходится ломать голову, останавливать знакомых живописцев со скульпторами и спрашивать: «А чья это работа?» В ответ иногда звучало: «Это — не моя! Черт его знает, чья она?» Обидно... И зрителям будет обидно, а еще больше авторам. Надеюсь, что бирки с названиями и именами создателей будут изготовлены и развешены. Что не останется в светлых залах безымянных скульптур и полотен.

И вот еще о чем подумалось. Я честно пытался понять, почувствовать, услышать месседж, отправленный организаторами выставки миру, граду и людям. Пытался, но не услышал. Может, этим самым месседжем и является название 5–я биеннале живописи, графики и скульптуры? Вот так — кратко и просто.

ladzimir@tut.by

P.S. Если кто–то после прочтения моего репортажа подумал, что нет на этой выставке хороших и интересных работ и не стоит туда ходить, то это не так. Есть запоминающиеся полотна, толковая скульптура и графика. Только мне как зрителю хочется, чтобы хорошего было еще больше.

Советская Белоруссия № 228 (25110). Суббота, 26 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter