«Сельчанина учить милосердию не нужно»

БЕЛОРУССКАЯ деревня в последние годы, увы, не молодеет. Юноши и девушки, едва оперившись, уезжают в районные и областные центры и приживаются там. А пожилые сельчане остаются фактически один на один со своими проблемами — бывает, что «и до города далеко, и до начальства высоко». Какие трудности возникают сегодня у тех, кто уже не хочет или не в состоянии покинуть деревню, и чем Красный Крест может помочь? Корреспонденты «СГ» встретились с генеральным секретарем Белорусского Общества Красного Креста Виктором КОЛБАНОВЫМ.

Генеральный секретарь Белорусского Общества Красного Креста Виктор Колбанов уверен — из деревенского жителя может получиться отличный волонтер

БЕЛОРУССКАЯ деревня в последние годы, увы, не молодеет. Юноши и девушки, едва оперившись, уезжают в районные и областные центры и приживаются там. А пожилые сельчане остаются фактически один на один со своими проблемами — бывает, что «и до города далеко, и до начальства высоко». Какие трудности возникают сегодня у тех, кто уже не хочет или не в состоянии покинуть деревню, и чем Красный Крест может помочь? Корреспонденты «СГ» встретились с генеральным секретарем Белорусского Общества Красного Креста Виктором КОЛБАНОВЫМ.

-- Проблема урбанизации сегодня -- проблема глобального масштаба. Во многих странах основным ее негативным моментом считают социальную неустроенность молодежи, которая приезжает в города. То есть «сельчане на асфальте» -- неприкаянные, им трудно найти работу и жилье… На этой категории фокусируются проекты и программы.

В Беларуси ситуация иная: негативные последствия урбанизации касаются, в основном, пожилого сельского населения, которое остается в деревнях, оставленное молодежью. Многие престарелые люди нуждаются в помощи, но количество волонтеров Красного Креста ограниченно.

Поэтому там, где живут люди пожилые, престарелые, но которые еще могут себя обслужить, решили организовывать местные сообщества.

-- Расскажите о них поподробнее…

-- В Беларуси таких сообществ уже 46. Проекты, которые ориентированы на их организацию, действуют при поддержке шведского Красного Креста. Задача -- дать пожилым людям на селе то, что сможет их объединить. Пример. В Лиозненском районе несколько лет назад мы купили лошадь. И она буквально объединила всех, сплотила, вокруг нее закипела жизнь. За Зорькой ухаживают, обрабатывают приусадебные сотки, ездят на ней в гости и по делам.

Или установили стиральную машину в одном из домов. Горожанина этим не удивишь, а в деревне люди собираются, общаются, обсуждают свои проблемы, пытаются их решить. Шаги, на первый взгляд, простые, но они помогают людям снова почувствовать себя в социуме, забыть об одиночестве. Для нас важно, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы, объединялись и поддерживали друг друга. Именно в самих пожилых людях в перспективе мы видим волонтеров. Считаю, из сельчанина на пенсии может получиться отличный волонтер. В нашей деревне по давней традиции всегда и все помогают друг другу. Поэтому учить милосердию деревенского жителя не надо.

-- Но одинокие пожилые люди в деревне всегда могут рассчитывать на помощь социального работника или попроситься перезимовать во временном приюте, где и покормят и обслужат.

-- Конечно, это очень важные государственные мероприятия, но отношение к такой поддержке надо дифференцировать. Считаю ошибкой, когда на зиму всех стариков собирают в одном доме или больнице и начинают всячески опекать. Не для всех это, на самом деле, во благо. Как-то приехал в один такой социальный дом, увидел, что условия пребывания в нем действительно чудесные. Социальные работники постирают, приготовят, накормят. А постояльцы что? Сидят и ждут, когда их обслужат. Некоторым даже лень самим ходить на кухню. Приходит весна, лето, уже и возвращаться в свою хату пора, а многие навыки оказываются за ненадобностью забыты… Так часто происходит в домах-интернатах. На мой взгляд, необходимо максимально дольше сохранить возможность нахождения пожилых людей в домашних условиях. Пожилым трудно адаптироваться в новых условиях, но еще труднее реадаптироваться.

Поэтому цель наших проектов -- создать возможность и продлить проживание пожилых в собственном доме, сохранить их активность и стимулировать ее, постараться сделать все, чтобы они сами включались в жизнь.

-- Красный Крест всегда выполнял почетную и для многих жизненно необходимую миссию сестер милосердия. Но если пару лет назад в БОКК их было в стране 127, то в этом -- уже 110.

-- Сложно развернуть эту нужную сеть, ведь мы не финансируемся из бюджета. Сестры милосердия, как правило, живут в райцентрах. И если есть одна сестра в районе, то ее усилий явно не хватает. За пределы райцентра не выезжает -- нет специального транспорта. А когда уходит в отпуск, замену найти невозможно. Сестры милосердия заполняют важную нишу социально-бытового ухода. В то же время социальные работники не имеют права ходить к больным инфекционным, с психическими заболеваниями. Сестра милосердия реально может обслужить 10 человек, посетить их в течение дня, да и по хозяйству помочь.

В поддержку сестер милосердия мы проводим проект волонтерства. К примеру, в той же сельской местности планируем привлечь к нему школьников, обучать их. Это будет менее квалифицированная помощь, но она тоже необходима.

Сейчас у нас вышли поправки к Закону о социальной защите. Там есть статья о государственном соцзаказе. То есть впервые за всю историю нашего движения можем получать финансирование из местного бюджета. Уже есть ряд районов, где местные власти идут навстречу и резервируют ресурсы для получения соцзаказа.

ВСТАВКА.

В 2013 году высшей и самой престижной международной награды медсестер -- медали Флоренс Найтингел -- удостоились белорусские сестры милосердия Ольга ГЕЙЦЕВА, Тамара ТЕРЕШИНА и Изольда СЕМУШИНА.

-- Виктор Васильевич, чем отличаются белорусские проекты Красного Креста и их реализация, к примеру, от европейских или стран бывшего Союза?

-- Если сравнивать с постоветскими странами, то у нас много схожего. А в европейских, к примеру, наблюдается высокий удельный вес пожилых волонтеров. Только подумайте, эта категория не считает себя социально невостребованной! И для них материальная сторона не так важна. Важно не быть изолированным от общества и иметь социальную значимость. Волонтеры Красного Креста за рубежом имеют высокую репутацию. Если молодой человек пришел в организацию, в последующем это станет лучшей рекомендацией для устройства на работу.

Какую социальную помощь могут оказывать пожилые волонтеры? Был экономистом? В секонд-хенде собирают одежду, оценивают и продают. Красному Кресту в европейских странах приходится конкурировать с другими общественными организациями.

Много функций в национальных обществах передано от госструктур. Например, Красный Крест в Италии в плане реагирования на чрезвычайные ситуации -- практически головная структура. У них великолепная техника, обучение, оснащение, финансы. Скорая помощь в Австрии -- тоже Красный Крест. Доверие к общественным организациям там все же намного выше.

Иногда и мы приходим на помощь людям в экстренных ситуациях. Однажды помогли семье, которая приехала из-за границы и, в результате кражи, оказалась без средств. Сняли гостиницу, помогли уладить дела в посольстве, международной организации по миграции. К сожалению, не всегда посольства занимаются своими гражданами. Кроме нас, никто не захотел заниматься семьей. Чтобы убедить общество, что мы важны и нужны, надо активно с ним работать. У нас тесный контакт с госструктурами, министерствами здравоохранения, труда и социальной защиты… К примеру, у нас есть отряды быстрого реагирования. В этом направлении совместно с МЧС оговариваем свою деятельность. И хоть порой наша роль в той или иной ситуации второго или даже третьего плана, на выходе наши волонтеры могут оказать первую помощь, психологическую. Начала работать кинологическая служба в Минске и Гродно. Волонтеры приводят своих собак, которых взялось обучать МЧС.

-- Какие новые проекты сейчас в работе у нашего Красного Креста?

-- При поддержке исландского Красного Креста мы оказываем помощь психически больным. Название говорит само за себя -- «Открытый дом». Эта когорта людей очень уязвимая, часто происходит самоизоляция, может, по этой причине и тема фактически не звучит. В столице мы открыли центр «Открытый дом», где пытаемся спасти людей от изоляции. Помогаем найти им контакт с обществом, раскрыть в себе творческий потенциал. Обратился человек к нам, сам пришел -- это уже успех. Люди начинают адаптироваться, сами выезжают в город, посещают театры, экскурсии. Поначалу мы копировали исландский проект, в котором все несколько проще, а сегодня, считаю, благодаря творческому подходу сотрудников проекта, уже исландцы могут перенимать наш опыт. И не всегда помощь ближнему подразумевает большие вложения. Центр -- это офис и два работника. Это мог бы быть хороший вариант социального заказа.

В работе и новая программа реабилитации заключенных, рассчитанная на два года. Чем интересен проект? Если раньше мы работали только с теми, кто вышел из тюрьмы, то теперь начали работать с осужденными за полгода до их освобождения. Набираем в группы тех заключенных, кто сам имеет горячее желание изменить что-то в жизни, еще находясь в тюрьме. И пока это желание не исчезло, надо заключенного и его семью готовить к моменту освобождения. Как правило, это не закоренелые преступники.

-- Виктор Васильевич, во Всемирный день Красного Креста вы награждали тех, кто сотрудничает с организацией именно в области гуманитарного права. Почему сегодня так актуально это направление?

-- Одно из направлений Красного Креста -- пропаганда гуманитарных ценностей. Особенное звучание это приобретает в наше время, когда в мире так неспокойно. Важно, чтобы в каждом учебном заведении говорили о милосердии, доброте. Чтобы наша молодежь понимала, что надо уважительно относиться и помогать беззащитным, на чьей бы стороне конфликта они не находились.

Справка «СГ». Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, в которое входят Международный комитет и Международная федерация Обществ Красного Креста -- самое крупное гуманитарное сообщество мира. Сотрудники и волонтеры организации работают более чем в 176 странах мира, оказывая помощь раненым, больным, военнопленным, жертвам стихийных бедствий. А Белорусский Красный Крест -- часть Международного движения Красного Креста, в его составе 8148 первичных и 160 районных организаций. Это более миллиона 306 тысяч 652 членов.

22740 волонтеров, 110 сестер милосердия и 357 сотрудников воплощают в жизнь порядка 26 гуманитарных проектов. Только в 2013 году БОКК организовал и провел около пяти тысяч различных мероприятий, более трехсот тысяч человек получили социальную помощь и информационную поддержку.

Каждый год 8 мая, в день рождения Анри Жан Дюнана, мировое сообщество отмечает Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца. Швейцарский гуманист, журналист Анри Жан Дюнан посвятил свою жизнь объединению усилий людей во многих странах мира для оказания помощи попавшим в беду. Именно человеколюбие, забота о ближнем, желание помочь ему, взять его боль на себя руководили Анри Жан Дюнаном. В 1859 году он стал свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века -- битвы при Сольферино. После тяжелейшего боя более девяти тысяч раненых солдат остались умирать на поле сражения. Впечатленный увиденным -- болью, страданиями солдат, которые нуждались в помощи, -- Дюнан организовывает первые группы добровольцев, которые оказывают помощь раненым в сражениях. Позже по инициативе Дюнана в 1863 году в Женеве была созвана конференция, положившая начало Международному Обществу Красного Креста.

В 2013 году высшей и самой престижной международной награды медсестер — медали имени Флоренс Найтингейл — удостоились белорусские сестры милосердия Ольга ГЕЙЦЕВА, Тамара ТЕРЕШИНА и Изольда СЕМУШИНА.

Анжелика МИЛЬТО, «СГ», Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

Фото Сергея ЛОЗЮКА, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter