Секунда – на сигнал

О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ в столице первыми узнают в «дежурке». Так иной раз называют отдел оперативно-дежурной службы (ООДС) ГУВД Мингорисполкома. В помещении, куда поступают тревожные сообщения от граждан, с непривычки голова может пойти кругом — столько звонков! Без выходных и праздников, ранним утром и глубокой ночью сотрудники ОДС каждую секунду готовы принимать сообщения и направлять наряды милиции в самые дальние уголки города. Они знают, что лучшая помощь — скорая. А кто скоро помог, тот помог дважды…

Корреспондент «БН» провел три часа в отделе оперативно-дежурной службы столичной милиции

О ПРАВОНАРУШЕНИЯХ в столице первыми узнают в «дежурке». Так иной раз называют отдел оперативно-дежурной службы (ООДС) ГУВД Мингорисполкома. В помещении, куда поступают тревожные сообщения от граждан, с непривычки голова может пойти кругом — столько звонков! Без выходных и праздников, ранним утром и глубокой ночью сотрудники ОДС каждую секунду готовы принимать сообщения и направлять наряды милиции в самые дальние уголки города. Они знают, что лучшая помощь — скорая. А кто скоро помог, тот помог дважды…

ОСНОВНЫЕ усилия подразделения сосредоточены на оперативном реагировании на поступающие в органы внутренних дел заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, эффективном управлении всеми милицейскими нарядами, несущими службу в Минске. Официально ОДС как самостоятельное подразделение ОВД образовано 12 июля 1966 года (до этого функции дежурного поочередно выполняли все сотрудники территориальных гор-, райотделов внутренних дел). Сегодня у «дежурки», отметившей в прошлом году 45-летний юбилей, довольно высокий уровень технического оснащения.

Так, сегодня ситуация в столице контролируется не только благодаря сотрудникам, патрулирующим городские улицы, но и с помощью видеостены, расположенной в помещении дежурной части и состоящей из множества экранов. Туда поступает «картинка» со всех видеокамер, установленных в местах отдыха горожан и проведения массовых мероприятий. Также в тестовом режиме в ГУВД функционирует электронная картотека сообщений, поступающих на пульт дежурных ОДС и службы милиции 102, которая в будущем полностью вытеснит свой бумажный аналог.

— В среднем за сутки нам звонят до 3,5 тысячи человек, — рассказывает корреспонденту «БН» начальник службы 102 подполковник милиции Владимир Маевский. — А своеобразные рекорды граждане ставят на праздники. В такой период телефонные линии выдерживают до 5 тысяч сообщений! И по каждому из них дежурный в режиме «нон-стоп» за несколько секунд должен принять оптимальное решение — ведь самая незначительная ошибка или промедление могут обернуться непоправимым…

— А если одновременно будут звонить несколько человек, вы сможете ответить им? — интересуюсь у Владимира Маевского.

— В оперативно-дежурной службе работает не одна линия. Звонки распределяются на 10—12 рабочих мест. Среднее время ожидания абонента — 1 секунда. На Новый год эта цифра была немногим больше — 1,5 секунды. Звонки принимают аттестованные сотрудники — младшие инспектора связи, а также гражданские — телефонисты. В их числе есть как мужчины, так и женщины.

— Какое время суток самое пиковое?

— Как правило, с 19.00 до 23.30 поступает большинство звонков о правонарушениях в улично-бытовой сфере. Именно в это время задействовано больше всего дежурных — 10—12 человек. В утреннее и дневное время звонки поступают реже, с двух ночи до семи утра идет всего 5 процентов сообщений от общего количества за сутки — в основном граждане жалуются на неправильно припаркованные транспортные средства, просят их убрать, так как затрудняют проезд. Количество дежурных телефонистов, которые готовы принять вызов, днем — 8 человек.

— Каждый, кто позвонил по номеру 102 из любого административного района Минска, попадает к нам, — поясняет мне начальник оперативно-дежурной службы ГУВД подполковник милиции Олег Стрижнев. — Ближайший наряд милиции отреагирует на сообщение в течение семи минут. Следственно-оперативная группа выедет на место преступления максимум за пять минут и приедет не позднее 25 минут.

ВМЕСТЕ с оперативниками несколько часов корреспондент «БН», принимал звонки в будний день начиная с 15.00. И хотя время, казалось бы, спокойное, покой в «дежурке» профессионалам только снится…

Вместе с младшим сержантом милиции Татьяной Мазаник находимся в индивидуальной звукоизоляционной кабине. Ждем звонков. Татьяна в оперативно-дежурной службе третий год, заканчивала БГПУ имени Максима Танка.

Первый звонок. В трубке — голос уставшего мужчины:

— Добрый день! В квартире надо мной крики, шум! А у меня трое детей, никак не уложу их спать. Музыка мешает, молодежь гудит уже сутки напролет.

Звонок, судя по всему, от пострадавшего водителя:

— Алло, здравствуйте. Зеркала боковые в моей машине разбиты. Подскажите, что делать? Нахожусь на улице Менделеева.

Сигнализирует пожилая женщина.

— Будьте добры, — называет свой домашний адрес, — подскажите, какой номер телефона участкового инспектора?

Несмотря на то, что женщина ранее неоднократно звонила по данному вопросу,  оператор терпеливо сообщает в очередной раз требуемый номер. Абонент благодарен.

Сообщение от дворника:

— Добрый день, с улицы Никифорова беспокоят. На детской площадке «отдыхают» шестеро человек. Я неподалеку убираю, слышу их разговор. Говорят, по чужой кредитной карточке сняли деньги и устроили себе «свадьбу». Да такую, что ребенка невозможно выпустить на улицу. И каждый день приходят!

— А откуда вы знаете, что чужая карточка? Может, взяли ее у родственников?

— Один из них говорит, что якобы нашел карточку, узнал пин-код... Мой внук на качелях катался, он также слышал этот разговор.

Звонок от нетрезвого мужчины:

— Здрасьте… На улице Толстого двое цыган — женщина и мужчина — торгуют… Женщина — бельем, мужчина — дрелью. Примите меры!

— Примем.

Взволнованный мужчина на проводе:

— Добрый день. Купил в обменнике на рынке в Ждановичах 300 долларов. А документы пропали — возле кассы их забыл. Вернулись, а сумки, в которой они лежали, нет. Там и паспорт был…

Еще были сигналы о жестокой драке между водителями из общежития, в одну из комнат которого ломилась пьяная женщина... В общем, трех часов в «дежурке» мне хватило с лихвой. Всего же за сутки, часть которых я «отдежурил», в оперативно-дежурную службу ГУВД поступило 2440 звонков, из которых 1050 — подлежащих регистрации с последующим выездом сотрудников милиции на место.

К УТРУ следующего дня будет готова оперативная сводка о преступлениях, происшествиях и административных правонарушениях за сутки. Туда попадут 82 зарегистрированных преступления, в том числе 65 — по линии уголовного розыска. Будет задержано 20 водителей за управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения, зарегистрировано 6 ДТП, в результате которых госпитализировано 6 человек.

Один из интересных случаев в истории «дежурки» — задержание милиционером-кинологом и милиционером-водителем ОДС Октябрьского РУВД двух автоугонщиков, пытавшихся в 4 часа ночи проникнуть в салон «Фольксвагена» по улице Московской. Когда обоих злоумышленников, отбывавших на тот момент наказание в исправительном учреждении открытого типа, передали для проведения следственных действий органам предварительного расследования, выяснилось — за ними числилось еще три аналогичных нераскрытых преступления. Причем такие случаи не единичны.

А не так давно особую тревогу вызвал в ОДС вечерний звонок. Нетрезвый абонент сообщил о минировании железнодорожного вокзала.

— Доброй ночи, девушка! Соедините меня с железнодорожным вокзалом. Нужно на один поезд попасть…

— Звоните в справочную, у нас нет такой услуги.

— Но у меня на балансе нет денег! Так вы можете соединить? Я хочу сообщить, что взрыв на железнодорожном вокзале будет сегодня. Где-то через полчаса, — человек на другом конце провода был настойчив.

— В какой части железнодорожного вокзала?

— Третий этаж. Бомба в черной сумке.

— А кто заминировал?

— Сергей его зовут. Он уезжает в 23.53 на полоцком поезде, о котором я вас и спрашивал. Я транспортной милиции хочу помочь, поэтому говорю секретную информацию...

— Где вы будете нас ждать?

— На третьем этаже. Спросите мое имя, меня на вокзале все знают. Я хотел сам взорвать вокзал в августе, шутил я тогда.

— Это вы так шутили?.. А теперь — нет?

— Я теперь такими вещами не занимаюсь, это раньше было.

— Тогда подойдите к камере хранения, а мы подойдем к вам.

— Давайте. Я на улице Кирова, сейчас приду.

На звонок правоохранители отреагировали моментально: из помещения эвакуировали 25 пассажиров и персонал. Специалисты принялись искать что-либо подозрительное, но ничего взрывоопасного не нашли. Отыскался и шутник — в переходном туннеле вокзала: им оказался ранее судимый за кражи и грабежи минчанин, который был пьян. Кстати, еще 1 августа 2012 года в отношении этого человека уже возбуждалось дело за заведомо ложное сообщение об опасности по ч. 1 ст. 340 Уголовного кодекса. Тогда 27-летний минчанин заявил, что хотел проверить, как работают правоохранительные органы. Теперь Октябрьским районным отделом Следственного комитета в отношении минчанина возбуждено дело уже по ч. 2 ст. 340 УК Беларуси. Ему может грозить до 7 лет лишения свободы. Задержанный помещен в изолятор временного содержания.

ЕЖЕСУТОЧНО на столичный железнодорожный вокзал приезжают до 300 тысяч человек. А в праздничные дни их количество в два раза больше. Наш город всегда рад гостям: вежливым, культурным, а главное — правосознательным. Но если у них преступные намерения или поведение не по общепринятым нормам, то реакция со стороны милиции будет своевременной, адекватной и жесткой, в рамках действующего законодательства, — заключил подполковник милиции Олег Стрижнев.

На снимках: начальник отдела оперативно-дежурной службы подполковник милиции Олег СТРИЖНЕВ; начальник службы 102 подполковник милиции Владимир МАЕВСКИЙ; старший инспектор службы 102 капитан милиции Наталья КУДРЯВЦЕВА.

Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter