Сектор «Приз»

О вакцинации от гриппа
Январь–февраль для работодателя — обычно время тревог: выкосит не выкосит грипп полколлектива? Будут ли сотрудники по правилам реалити–шоу «Последний герой» один за другим выбывать из «игры» или все–таки выдюжат? Что и говорить, вопрос экономически болезненный. И только одна сторона — производители противогриппозных вакцин и средств от простуды — всегда, как бы ни сложилась ситуация, получает главный приз.

Сами рассудите. Не будет эпидемии — хорошо, фармацевтические компании уже заработали на прививках: только по линии белорусского Минздрава закупается свыше 900 тысяч доз! Будет — еще лучше. Ведь если от гриппа вакцинируются раз в год, то всевозможными «средствами скорой помощи» — жаропонижающими и т.д., по статистике, домашние аптечки пополняются на сумму в 3 — 4 раза большую. Конечно–конечно, вакцинация от гриппа — дело взаимовыгодное. Это давно поняли фирмы и крупные промышленные предприятия, которые накануне нынешнего эпидсезона в процедурные кабинеты едва ли не в очередь выстраивались. А прикиньте, во сколько, не дай Бог, выльется грипп каждому из нас конкретно! «Больничный» — 7 — 10 дней (если обойдется без осложнений), само лечение — как минимум 20 тысяч рублей (и это без трат на минеральную воду, бульоны, витамины и другие невидимые статьи расходов). Россияне утверждают: стоимость одного случая гриппа для общества — около 70 у.е. Впрочем, сегодня речь не об общих убытках, а о частных прибылях. Они тоже вполне конкретны: за год рынок противогриппозных вакцин, по оценкам Роспотребнадзора, прирос как в стоимостных показателях (плюс 61 процент), так и в объемных (73 процента). Даже не верится, что в 80–х годах от этого Клондайка бизнесмены воротили нос. Сегодня мировой рынок вакцин оценивается в 11 млрд. евро, а через семь лет на нем, видимо, будут крутиться и все 50 млрд. Получается: чем больше люди страшатся болезней, тем быстрее набивается чей–то и без того тугой карман. А что, если ты просто глупенький, наивненький Буратино на «поле фармацевтических чудес»?

Околпаченным последние годы чувствуешь себя почему–то регулярно. Ой, правы философы: ничто человечеству не обходится дороже страхов. Вот впали мы в истерику по поводу SARS. И что же? На этом кто только не нажился, включая производителей «обеззараживающих» установок, супербезопасных ватно–марлевых повязок и продавцов всевозможных природных иммуностимуляторов типа черемши и редьки. О панике вокруг «птичьего гриппа» мне лично и вспомнить стыдно. А некоторым очень даже приятно — например, импортерам мяса или изобретателям лекарства тамифлю, которое рекламировалось не иначе как единственная защита от «птичьей» болезни, всего–то 75 долларов упаковка. Пару месяцев назад поднялась очередная волна — новостью «номер один» по всем информационным лентам прошло сообщение о том, что грипп заявится к нам на две недели раньше обычного, уже в начале января. Реакция моих знакомых была дружной и молниеносной: все немедленно рванули на платную вакцинацию. Сенсация жила недолго — дня три, потом СМИ опять забормотали о «привычных сроках эпидемии». Но какое «ускорение» получило население — никакой рекламы не надо!

Эксперты говорят, что фармацевтические гиганты даже проявляют определенный альтруизм: мол, производить таблетки, сиропы и прочие «симптоматические» средства от гриппа в конечном счете гораздо выгоднее, чем вакцины. Хотя ставка, наоборот, сделана с прицелом на далекое будущее. При всей своей несомненной эффективности и пользе профилактическая вакцинация идеально вписывается в набирающую силу моду на здоровый образ жизни. Нет — сигаретам, алкоголю, холестерину, сахару, соли и болезням. Да — раздельному питанию, фитнесу, активному отдыху и прививкам на все случаи жизни. Неспроста ведь, продвигая новые вакцины, фармкомпании ориентируются прежде всего на богатых и обеспеченных, тех, кто не постоит за ценой, если речь идет о здоровье. Да, это в первую очередь бизнес. Хорошо бы, если бы его интересы и наши чаяния всегда совпадали, если бы игра шла по правилам, без фиги в кармане, и каждый неизменно получал что хотел. Одна сторона — огромные барыши, другая — почти стопроцентную уверенность в завтрашнем дне. Она ведь действительно дорогого стоит...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter