Как работать на земле так, чтобы не вредить ей и не утруждать себя?

Секреты умного огорода

Книги Николая Курдюмова, выпускника Тимирязевской академии, перевернули взгляды многих дачников. Несмотря на то что живет автор в Краснодарском крае, многие его рекомендации могут быть хорошими подсказками и для белорусов. Сегодня «садовый философ» у нас в гостях.


— Николай Иванович, как давно вы занимаетесь земледелием и садоводством?

— Моя первая профессия — садовый мастер: формировка, переделка, обрезка, осветление, омоложение сада любого возраста и состояния. Лет десять назад, когда я начал серьезно работать с дачниками, обнаружил: между тем, что мы видим в книгах, и тем, что реально получаем на своих участках, — огромнейшая разница. В чем же дело? Оказалось, мы практически не понимаем, что делаем! Лишь 10% нашего труда помогают растениям, 30% вредят, а остальные 60% борются с этими тридцатью. Читая литературу и глядя рекламу, мы разучились видеть реальность и думать самостоятельно.

— Почему все свои книги вы называете пособием для ленивых?

— Чем меньше сил тратится на работу, тем она умнее. Истинный лентяй — умница и изобретатель.

— Вы как-то сказали, что главный вредитель урожая — человек. Почему?

— Эту гениальную мысль впервые высказал Ю.И. Слащинин, лидер сообщества «Народный опыт», увлеченный пропагандист органического земледелия. Действительно, только человек ухитряется мешать всему расти устойчиво и разнообразно, как в природе. Только люди додумались до такой глупой цели — все съесть самим! Фактически мы относимся к своим растениям, как злостные паразиты.

— Большой ли у вас участок и сколько раз за сезон вы его перекапываете?

— У меня 31 сотка. С двух сторон усадьбы — лесополосы из вишен и терна. Кроме дома и цветников, полторы сотки компостных грядок. Все остальное — дикий луг, на котором разбросан сад. Сейчас планирую создать нечто вроде парка.

Копать?! Боже упаси. Даже на хорошей почве не стал бы. А на моем тяжелосуглинистом солончаке — тем более. Землю глубоко копаю раз в 2—3 года, когда вношу много органики или пересаживаю клубнику. Сейчас самая тяжкая для меня работа — справиться с урожаем. И то думаю, как бы и ее облегчить!

— А что растет в саду?

— Поскольку у меня все растет с огромным трудом (ужасная почва — глей, солончак), я ограничиваюсь самыми надежными культурами: яблони, алыча, сливы, вишни, малина, ежевика. Особое почтение питаю к дыне, хурме и винограду.

— Умные орудия труда — какие они у знаменитого Курдюмова?

— Самые умные орудия труда — наши руки. Была бы у меня почва рыхлой, хватило бы плоскореза и опрыскивателя для баковых смесей. А так, пусть и редко, но все же использую лопату.

— Питательные коктейли готовите сами?

— Конечно, и идея их проста. Если несколько полезностей дать одновременно, они усилят пользу друг друга. Ведь в природе нет разделения — там все происходит одновременно. Смешиваю в одном баке защитные биопрепараты, хелатные удобрения типа «Кристалона», полезные микробы и естественные стимуляторы роста. Кстати, готовые коктейли уже есть в продаже.

— Николай Иванович, можно ли работать на земле так, чтобы не вредить ей и не утруждать себя?

— Да, и именно к этому и надо стремиться. Большие урожаи, порядок, образцовый огород, а тем паче работа на рынок — совершенно иные цели! Мы боимся остаться без еды или денег, напрягаемся, беспокоимся. При таком подходе гармония в принципе невозможна.

А ведь растения живут, просто живут сообразно своей природе. Им не понять, что можно сеять грядки, «чтобы как у всех», или из уверенности, что «надо». Наблюдая за дачниками, видел повальную «огородную необходимость». Очень редко встречал тех, кто содержит дачу для своего удовольствия — как друга. Вот тут и кроется главная причина «трудов наших тяжких», а в результате — заброшенности участков! Мы относимся к даче как к куску земли, на котором растет еда. И это ошибка. Дача — место, где живут друзья…


— Нужно ли бороться с вредителями?

— Нет, надо делать все так, чтобы этого избежать. Борьба — процесс по определению бесконечный и абсолютно неэффективный. Любая война изматывает и дает лишь иллюзию победы. Открою секрет: все, с чем мы боремся, мы сами себе и создаем. А вступаем в бой именно для того, чтобы удержать проблему, чтобы было с чем бороться в будущем! Осознав это, я ищу способы обходиться без борьбы. И они находятся.

— Как сделать почву плодородной?

— Плодородие — не набор минералов или солей, а сезонный продукт работы растений, микробов и почвенных животных. Благодаря этому все и растет. И очень важно сохранять естественную структуру земли. Главное для почвы — энергия распада органики, а в компостной куче она пропадает даром. Летом, а еще больше на зиму, везде где можно раскладываю отходы или навоз и накрываю соломой. Весной сгребаю мульчу и высаживаю растения. Под картошку органику прикапываю в борозды.

Сейчас самые результативные и рентабельные технологии земледелия — бесплужные. Все растительные остатки, тщательно измельченные мульчировщиком, остаются на поле. Затем они смешиваются с верхним слоем почвы (не глубже 5—6 см) дискаторами и рыхлятся щелерезами или чизелем: так работают многие, получая максимальные урожаи в любой год.

— Почему при более чем хорошем уходе урожаи не всегда радуют?

— Потому что «хороший уход» — не огульный максимум воды, питания, тепла, как пишут в учебниках по агрономии. «Хороший уход» — это то, что требуется конкретному растению для максимальной отдачи: здесь и сейчас. Например, огурцы любят навоз, а томаты — нет: «бушуют» и плодов дают мало. Но и для того чтобы огурцы лучше плодоносили (то есть завязали как можно больше женских цветков), их надо подсушить и общипать. Лук для хорошего налива с определенного момента должен подсыхать и греть луковицу на солнце. Картошка же, если прогреть почву выше 23 градусов, наоборот, перестает наращивать клубни. Читая инструкции и учебники, мы забываем смотреть на само растение и «хорошо ухаживаем» не для него, а для себя.

— Николай Иванович, а каким вам видится земледелие лет через пятьдесят? Останутся ли дачи?

— Ох, и хочется оптимистично помечтать — да не получается. Промышленное земледелие близко к полному тупику. Если в ближайшие десятилетия не научимся восстанавливать почвы и охранять естественные биоценозы, боюсь, на этой планете нам мало что светит. Земля ведь — зеленая, в прямом смысле. Она жива только своей устойчивой биосферой, которая отбраковывает все вредное и неестественное — монокультуру однолетних растений, пахоту, пестициды, удобрения. Но силы земли не бесконечны. И будущее за экологическим земледелием: близкие к естественным биоценозы и ландшафты, полный возврат органики в почвы, отсутствие пестицидов, удобрений и прочих химикатов, генетически устойчивые сорта. Ну  а дачи и участки — это вечное. Надеюсь, для них через полвека места еще хватит.

ПОДСКАЗКИ ОТ КУРДЮМОВА

• Любое разумное удобрение должно содержать известковый элемент: это отлично повышает усвоение питания, снабжая растения кальцием.

• От качества семян и рассадного периода на 80% зависят развитие растений и урожай.

• Все семена заделывайте в почву на глубину три толщины семени. Присыпайте песком или мелким перегноем: так молодые ростки пробьются на поверхность без лишних усилий.

• Сажая, надо видеть не саженцы, а деревья. Сотка сада вмещает максимум 6—7 свободно растущих деревьев, с которыми несовместимы виноград и многие кустарники.

• Для профилактики фитофторы и пероноспороза хорошо обрабатывать растения настоем гнилого сена и соломы, коровяка, сдобренных азотом (мочевиной или любой селитрой). Килограмм органики и горсть удобрений залейте ведром воды и настаивайте 3—4 дня. Процедите и приступайте к опрыскиванию. И так каждые полторы недели.

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter