Секреты рекордов

Психолог раскрыл тайны успехов и неудач наших олимпийцев

Психолог раскрыл тайны успехов и неудач наших олимпийцев

Олимпийский чемпион в лыжной акробатике Алексей Гришин не сумел взойти на пьедестал, в то время как Алла Цупер после полутора лет “отпуска” стала чемпионкой. Дарья Домрачева, пройдя через целую полосу досадных неудач, трижды стала лучшей на Олимпиаде в Сочи. С чем связаны такие взлеты и падения белорусских спортсменов? Только ли дело в их физической подготовке?

Рискованный ход

Каждое спортивное достижение объяснимо с точки зрения психологии. “НГ” предложила заведующему кафедрой психологии Белорусского государственного университета физической культуры Владимиру Сивицкому рассказать, что и в какой момент “щелкнуло” у наших олимпийцев и их соперников на прошедшей Олимпиаде.

После своего “золотого” прыжка фристайлист Антон Кушнир признался, что до Игр выполнял его всего один раз в жизни.

—  Какие мужество, уверенность в себе и победе нужно было иметь, чтобы пойти на такой риск! И Антон Кушнир, и Алла Цупер сознательно шли на прыжки невероятной сложности, зная, что их удачное выполнение окажет на соперников влияние, которые сразу стали ошибаться, усомнившись в собственных силах, — рассказал Владимир Сивицкий. — На Играх в Нагано в похожей ситуации оказался наш Дима Дащинский. Его соперник рискнул и пошел на более сложный прыжок, и выполнил его успешно. Тогда Дима стал серебряным призером, хотя и был лидером того турнира.

Для олимпийского чемпиона Антона Кушнира эта сочинская победа особая. Ведь он доказал, что сумел преодолеть серьезную психологическую травму, полученную на прошлой Олимпиаде, когда у него, фаворита сезона, во время выступления отстегнулась лыжа.

— В спорте не бывает максимального порога достижений, после которого у спортсмена снижается мотивация, — заметил Владимир Геннадьевич. — Это все равно что сказать, будто Домрачева после завоевания первой медали могла пойти отдыхать, посчитав, что ее миссия выполнена. Стать чемпионом, особенно на Играх, мечтает каждый. У Гришина, возможно, произошел переизбыток мотивации. Вы представьте, какой груз ответственности на нем лежал: он олимпийский чемпион, и от него ждали повторения успеха, а ведь фристайл очень непредсказуемый вид спорта. Плюс большая ответственность быть знаменосцем на церемонии открытия.

Не смог не упомянуть Владимир и невероятные выступления королевы биатлона Дарьи Домрачевой.

— У нее был непростой путь. Она сумела доказать всем, что Домрачева не просто сильная спортсменка, но и очень сильный человек, — утверждает психолог. — Вспомнить хотя бы ее потерю ориентации на одном из прошлых соревнований, когда все стреляли лежа, а она — стоя. Это был сильнейший удар по психике. Поэтому в ее медалях я вижу совсем другое достоинство — Даша справилась с психологической нагрузкой и добилась того, к чему так долго шла.

Жизнь с продолжением

Атмосфера на Олимпийских играх и других соревнованиях такого уровня настолько напряженная, что психологи все чаще отмечают “перегорание” спортсменов. Зачастую на Олимпиаде в лидеры выходят отнюдь не фавориты сезонов — они “угасают” под грузом эмоций, а первыми становятся эмоционально раскрепощенные новички, способные показать результат. Выступления на таких турнирах — пик карьеры любого спортсмена. Подниматься на вершину можно неоднократно. Правда, порой это связано с риском для здоровья и даже жизни. И яркий тому пример — российский фигурист Евгений Плющенко. Своим хорошим выступлением спортсмен поверг в шок многих соперников. Зная, что он все еще может показывать результат, не уступил свое место молодому фигуристу. И дело здесь не в жадности: Плющенко еще раз захотел доказать зрителям и себе самому, что он все еще способен работать.

Казалось бы, и у нашей Аллы Цупер были все аргументы, чтобы уйти из спорта: она родила дочку, не тренировалась полтора года, но все же приняла решение выступить на Олимпиаде.

— Она понимала, что за пределами спорта существует и другая жизнь, — поясняет психолог. — И это проблема многих наших спортсменов: они не верят в то, что смогут найти себя в той другой жизни, где нет спорта. И для некоторых из них конец спорта все равно что конец жизни. Важно, чтобы спортсмены видели себя не только на ринге, катке, беговой дорожке. Практика показывает, что часто хорошим тренером становится не чемпион, а тот, кто остановился в шаге от пьедестала — он постарается компенсировать в своих учениках то, чего сам не добился.

Особый характер

Спортсмены — совершенно особенная каста людей. И главное их отличие не столько в физических данных, сколько в характере. Спортивные психологи утверждают: в процессе тренировок происходит стихийное развитие тех черт характера, которых требует тот или иной вид спорта. И, зная темперамент ребенка, даже в раннем возрасте можно предположить, в каком виде он сможет проявить себя.

— Для стрелка выгоднее быть флегматиком, для борца — сангвиником или холериком, — рассказывает Владимир Сивицкий. — В артистических видах спорта наиболее успешными могут быть меланхолики. Нет плохих и хороших черт характера — есть качества, которые определяют склонность к тому или иному виду спорта. Многие тренеры знают об этом и изначально подбирают детей с такими чертами характера. Если человек в определенный период времени не сумел раскрыться в одном виде спорта, это не значит, что он не сможет добиться успеха в другом.

Спортивные психологи могут повлиять на развитие характера, и для этого у них есть множество классических и специализированных приемов. Например, они могут помочь человеку развить концентрацию внимания и быстроту реакции, оперативность мышления, научить его настраиваться на предстоящие соревнования и выходить на пик формы, ставить правильную мотивацию и избегать “перегорания”. Сейчас функцию психолога часто возлагают на врача или тренера, но не всегда это правильно. Молодым спортсменам психолог необходим — он способен раскрыть потенциал, о существовании которого тренер может даже не догадываться. Психолог в работе с юным дарованием — это тренер нервной системы, который постоянно работает над спортсменом и его характером, чтобы зажечь еще одну звездочку в олимпийском резерве страны.

— Для высшего спортивного звена психолог также нужен, но немного в другой роли — в роли поддержки, — добавил Владимир Сивицкий. — Чтобы подняться на олимп, необходимо быть целеустремленным, стрессоустойчивым, выносливым и, конечно, должна быть завышенная самооценка. Она — норма, поскольку иначе никто не рискнул бы пойти на то, на что другие даже не замахивались, — объясняет спортивный психолог. — Завышенная самооценка необходима для того, чтобы человек каждый раз преодолевал самого себя. Если говорить о рекордных результатах, без веры в собственные силы атлет попросту не сможет их достичь.

Точечное воздействие

Все задачи спортивной психологии можно условно разделить на две группы: диагностику и воздействие.

— Невозможно в один момент изменить состояние человека. Мы используем целый комплекс упражнений, чтобы научить спортсмена выходить на пик своих возможностей. Иногда это достигается словесными формами, которые индивидуальны для каждого, — рассказывает специалист. — Например, одна из прыгуний с трамплина помимо привычного “Я все сделаю, я все смогу” обязательно должна была сказать себе “Я самая красивая”. Тренер и психолог ищут те изюминки спортсмена, с помощью которых можно открыть внутренние резервы.

Чтобы показать высокий результат, одному спортсмену нужно расслабиться перед стартом, другому — напрячься. Поэтому работа с каждым из них ведется индивидуально, и для каждого подбирают уникальный комплекс упражнений и приемов. При этом, несмотря на отличную физическую и психологическую готовность атлета к соревнованиям, разрушить упорный труд тренеров и психологов может даже какая-то незначительная деталь. К примеру, перед Олимпиадой в Пекине среди психологов обсуждался вопрос о “желтом синдроме”, когда спортсмен, проходя трибуны, видит боковым зрением непривычное для него большое количество лиц монголоидной расы. Для кого-то это лишний фактор, напрягающий психику, способный перечеркнуть годы работы. Еще одной причиной неудачи спортсменов могут стать ассоциации и даже воспоминания. Когда наши легкоатлетки выступали на стадионе в Берлине, они не сумели показать хорошие результаты. На них давил груз воспоминаний о фашизме, войне и ее жертвах. После выступления атлеты признавались, что ноги буквально подкашивались, а в глазах все мутнело.

Тренеры спортивной души

Еще полвека назад профессии спортивного психолога попросту не существовало. Сейчас он — незаменимая часть команды. В Беларуси создана сильная школа спортивной психологии. Уникальная для страны специальность открылась в БГУФК не так давно, но ее выпускники уже активно работают в школах олимпийского резерва. Наши психологи сотрудничают со специалистами из многих стран, разрабатывают методики и компьютерные программы, востребованные за рубежом, публикуют свои разработки, позволяющие обеспечить системное психологическое сопровождение спортсменов от первых занятий и до завершения карьеры. В спорте высоких достижений мелочей не бывает. Рекорды сперва рождаются в умах, а потом уже только устанавливаются на аренах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter