Жительница Минской области под видом суррогатного материнства фактически продавала младенцев

Секреты криминогенной инженерии

Детский смех, разбросанные по квартире игрушки, первые прогулки с коляской… Казалось бы, вот оно, счастье. Однако его могут серьезно омрачить аферы с суррогатным материнством. Юридические тонкости деликатного вопроса регулирует Закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях». Однако нечистые на руку дельцы нашли лазейку и в нем. Жительница Минской области под видом суррогатного материнства фактически продавала младенцев. 


Предприимчивая дама предлагала бесплодным парам, мечтающим о наследниках, помощь в поиске «вторых» мам. За услугу брала от 3 до 5 тысяч евро. Удивительно, но закон в этом случае она не нарушала: деятельность посредников не лицензируется и никак не регулируется. В этом случае хватило регистрации как ИП по «прочим видам деятельности» в области права. 

Клиенты, в основном из России, заключали с бизнес-леди договор, по которому вносили предоплату — 80—90% от общей суммы. Форму договора женщина придумала сама, при этом не несла за его исполнение никакой ответственности. Как, впрочем, и за состояние здоровья суррогатной матери. Главное для посредника — с самого начала вытянуть из клиентов деньги, чтобы потом держать их на крючке, вскрывает преступную схему начальник отдела третьего управления ГУБОПиК МВД Игорь Кульбицкий.

Про деньги дама помнила, а вот про главный принцип суррогатного материнства забыла: сурмама не должна быть генетической матерью. Она, как бы грубо это ни звучало, лишь «контейнер» для плода генетических родителей. Ведь ей подсаживают уже готовый эмбрион. Однако, если ни один из родителей не может предоставить половые клетки, суррогатное материнство не допускается. 

Именно этот постулат предпринимательница и нарушила. Своим клиентам она предлагала «прямое донорство» (такого понятия в законе нет). Фактически это означает искусственную инсеминацию: сурмаме подсаживается не готовый эмбрион от другой пары, а вводится семя будущего отца напрямую. Таким образом, из процесса «выпадали» гены настоящей матери. 

Что же в итоге получилось? Процедуру ЭКО суррогатная мама проходила как «для себя». А после того как беременела, заключала нотариальный договор. В роддоме демонстрировала справку из российской клиники о проведенном ЭКО. Как оказалось, липовую. Ребенок, таким образом, легализовывался и становился предметом купли-продажи. Ведь суррогатная мать оказывалась генетической. Вопреки всем нормам Закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях».

Разумеется, подобный бизнес не мог долго оставаться в тени. Предприимчивая посредница задержана. Ей инкриминируют незаконную предпринимательскую деятельность, неуплату налогов, подделку документов и служебный подлог. Как квалифицировать остальные действия, неизвестно. Ведь оперативники столкнулись с новой формой эксплуатации человека — использованием женщин в качестве суррогатных матерей и доноров яйцеклеток, подтверждает Игорь Кульбицкий. 

Если признать эти действия торговлей людьми, значит, всех участников «сделки» нужно привлекать к уголовной ответственности. А стоит ли разрушать семьи, отбирать детей у родителей и отправлять их в детские дома, если все фигуранты этого необычного дела довольны результатом?

Как же избежать повторения подобных историй? В МВД предлагают лицензировать деятельность по подбору суррогатных матерей и поднимают вопрос об обязательном проведении генетической экспертизы при суррогатном материнстве.

Парламентарии сейчас рассматривают законопроект о внесении поправок в Уголовный кодекс. Одна из них — об ответственности за нарушение законодательства в сфере вспомогательных репродуктивных технологий, в том числе — за незаконные сделки с эмбрионами человека.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter