Малоизвестные подробности подготовки и проведения Потсдамской конференции

Секретный «Терминал» для «Большой тройки»

75 лет назад, 17 июля 1945 года, когда со времени капитуляции гитлеровской Германии прошло чуть больше двух месяцев, началась знаменитая Потсдамская конференция. Она продолжалась 16 дней — по 2 августа 1945 года.

Организовывать саммит в Потсдаме, как и конференции в Тегеране и Ялте, пришлось советской стороне, которая и в третий раз с задачей справилась блестяще.

Фото  rubaltic.ru

Подвести черту

Вторая мировая закончилась, фашизм был побежден, и в ходе третьей и последней официальной встречи лидерам «Большой тройки» предстояло подвести итоги войны и договориться о планах на дальнейшую мирную жизнь. Сталин, Черчилль и Трумэн встретились в живописном городе Потсдаме, что в 20 км от Берлина.

Ранее лидеры «Большой тройки» собирались дважды — в конце 1943 года в Тегеране и в начале 1945-го в Ялте. Таким образом, Потсдамская конференция стала их завершающей встречей. 

Состав участников менялся на ходу. Сначала в апреле 1945-го скончался президент США Франклин Рузвельт. Его заменил Гарри Трумэн. А уже в июле в Великобритании прошли парламентские выборы, в ходе которых победили лейбористы во главе с Клементом Эттли, а Уинстон Черчилль, олицетворявший Великобританию времен Второй мировой и стоявший у руля консервативной партии, утратил свои полномочия фактически в разгар конференции. Его место занял спешно прибывший в Потсдам 28 июля триумфатор выборов 62-летний лидер лейбористов Клемент Эттли. 

Так Иосиф Сталин остался единственным бессменным участником форума.

После отъезда Черчилля «Большая тройка» превратилась, по сути, в «Большую двойку»: ни Трумэн, ни Сталин не испытывали никакого интереса к Эттли и в ходе обсуждения не советовались с ним и не просили его согласия во многих вопросах.

Москва и Вашингтон решили в потсдамском дворце Цецилиенхоф свои главные задачи. Новый президент США, 61-летний Гарри Трумэн, получил гарантии вступления Советского Союза в войну с Японией, что и произошло уже 9 августа. Для советской стороны были чрезвычайно важны решения о демилитаризации и денацификации Германии, уничтожении немецких монополий, о репарациях, о западной границе Польши, о передаче Кенигсберга и прилегающего к нему района.

Спецобъекты под «Пальмой»

Эти дипломатические успехи достигнуты на фоне безукоризненной и поражающей воображение организации «Терминала» — так обозначена конференция в документах советской стороны.

Все мероприятия по «Терминалу» — подготовка, обслуживание участников, обеспечение их безопасности — получили название «Операция «Пальма». 

«Пальму» запустили сразу же после того, как Сталин и спецпосланник Трумэна Гарри Гопкинс принципиально договорились о проведении саммита. Стремительность организации поражает. 28 мая 1945 года в 20:20 чета Гопкинсов, посол США в СССР Аверелл Гарриман и помощник госсекретаря Чарльз Болен покинули сталинский кабинет в Кремле. Уже через 45 минут, в 21:05, туда вошли замнаркома внутренних дел С. Н. Круглов и начальник охраны Сталина Н. С. Власик. Инструктаж, на котором присутствовал и Л. П. Берия, длился ровно пять минут.

Делегации трех держав-победительниц на Потсдамской конференции за круглым столом конференц-зала в Цецилиенхофе 17 июля 1945 года.

А уже на следующий день оба главных ответственных за подготовку конференции были в Берлине. Круглов и Власик сообщили в Москву о том, что построенный в 1917 году дворец Цецилиенхоф в Потсдаме оказался единственным подходящим зданием для встречи.

6 июня план действий был утвержден приказом Берии «Об обеспечении специальных мероприятий по объектам «Пальма». Прежде всего под контролем 6-го управления НКГБ СССР нужно было подготовить территорию для размещения делегаций «Большой тройки». Выбрали Бабельсберг — мало пострадавший от бомбежек район двухэтажных вилл на восточной окраине Потсдама. Однако и там обнаружили сотни неразорвавшихся авиабомб, тысячи снарядов, фаустпатронов и мин. Обезвреживали местность инженерно-саперные подразделения Красной армии. На расчистку дорог и восстановление мостов в районе были брошены армейские дорожные части и мобилизованное местное население. Ко 2 июля силами инженеров из НКВД были отремонтированы и пущены электростанции в Бабельсберге и Потсдаме, восстановлены гаражи и аэродромы.

В Цецилиенхофе капитально отремонтировали 37 из 176 имеющихся во дворце комнат, включая конференц-зал с тремя отдельными входами. Помещения для советской делегации были окрашены в белые тона, апартаменты американцев — в голубые, англичан — в розовые. Близ дворца в Новом саду Потсдама разбили клумбы и высадили около 10 000 цветов.

Поезд специального назначения

2 июля Берия рапортовал Сталину и Молотову:

«НКВД СССР докладывает об окончании подготовки мероприятий по подготовке приема и размещения предстоящей конференции. Подготовлено 62 виллы (10 000 кв. метров и один двухэтажный особняк для товарища Сталина: 15 комнат, открытая веранда, мансарда, 400 кв. метров). Особняк всем обеспечен, есть узел связи. Созданы запасы дичи, живности, гастрономических, бакалейных и других продуктов, напитки, созданы три подсобных хозяйства в 7 км от Потсдама с животными и птицефермами, овощными базами; работают 2 хлебопекарни, весь персонал из Москвы. Наготове два специальных аэродрома. Для охраны доставлено 7 полков войск НКВД и 1500 человек оперативного состава. Организована охрана в 3 кольца. 

Подготовлен специальный поезд. Маршрут длиной в 1923 км (по СССР — 1095, Польше — 594, Германии — 234). 

Поскольку большого круглого стола в разрушенном Берлине не нашлось, его срочно изготовили на московской мебельной фабрике «Люкс» и доставили в Цецилиенхоф. Именно за ним и вели переговоры главы государств и правительств антигитлеровской коалиции. Заносить его в зал конференции пришлось через окно.

Трумэн и Черчилль прилетели в Берлин 15 июля.

Сталин ехал в Германию по железной дороге: его спецпоезд состоял из восьми обыкновенных спальных вагонов и трех бронированных салон-вагонов. Колеса на границе не меняли. Советские железнодорожники совершили настоящий подвиг — малоизвестный и недооцененный: буквально за месяц переложили на широкую советскую колею более 828 км железной дороги в Германии и Польше.

Впереди сталинского поезда шел контрольный состав с 40 оперативниками управления охраны, а сзади — поезд с еще 70 бойцами войск НКВД. На каждую станцию по пути следования были переброшены дополнительные милицейские наряды (в распоряжении Берии подчеркивалось: брать только крепких мужчин). Для охраны путей выделили 17 140 бойцов войск НКВД, так что на километр дороги от Москвы до Бреста приходились 4—6 солдат, а на территории Польши и Германии — по одному на каждые 100—125 метров. На каждые 3—5 км пути, кроме того, приходилось по оперативнику, который отвечал за агентурно-оперативные мероприятия в пятикилометровой зоне дороги.

Потсдамскую конференцию планировалось начать 16 июля. Сталин приехал на сутки позже и извинился за это перед другими участниками, пояснив, что его задержали переговоры с китайцами, а летать самолетами ему не велели врачи. Авторы книг, посвященных жизни генералиссимуса, утверждают, что как раз незадолго до Потсдама Сталин перенес третий по счету инфаркт. Американские очевидцы событий позже писали, что именно Сталин ввел в советский государственный этикет «дипломатическое опоздание», чтобы партнеры понервничали...

В Берлин на экскурсию

Сохранилась уникальная цветная кинохроника Потсдамской конференции. Ролики есть в открытом доступе, и на них можно увидеть, помимо прочего, советских регулировщиц, плакаты «Европа свободна!», портреты Сталина, Трумэна и Черчилля с надписью: «Да здравствует победа англо-советско-американского боевого союза!», руины рейхсканцелярии и многое другое. 

В продолжение конференции британская и американская стороны выбирались на экскурсию в Берлин и лично осматривали руины города, где все еще чувствовался запах гари, поврежденной канализации и разложения, а женщины и дети, по воспоминаниям участников, «бесцельно сновали со своим скарбом туда-сюда». Стояла сильная жара. По возвращении в тенистый Потсдам все принимали ванны с обильной дезинфекцией.

По окончании Потсдамской конференции дворец и парк открыли для посещений. Побывать здесь можно и сегодня. На территории Цецилиенхофа работают отель класса люкс и музей, посвященный событиям 1945 года. Кроме того, тут можно осмотреть и интерьеры бывших личных покоев кронпринца и его жены.

Потсдамская конференция решила одни проблемы и породила ряд других. Именно тогда были определены современные границы многих европейских государств. Именно в Потсдаме впервые проявился ядерный фактор, обнажились многие противоречия между вчерашними союзниками, которые очень скоро привели к холодной войне.

Подготовил Михаил ГОВОРЕНЬ.

По материалам интернета.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter