В Беларуси проводят самую масштабную разведку нефти за последние 10 лет

Секрет — в технологии

Кажется, геологическая карта страны уже давно составлена. Найдены залежи калийной и каменной соли, бурого угля, торфа, горючих сланцев, гранита, мела, ну и, конечно, нефти. Однако исследователи недр с этим не согласятся. Вот и сейчас у нас ведется самая масштабная нефтяная разведка за последнее десятилетие — на площади в 300 квадратных километров. В геологическую экспедицию на поиски черного золота в Калинковичский район отправился и корреспондент «СБ».

Убранное поле качнулось под моими ногами. Это взрывная волна от заряда на глубине. После комбайнов сюда пришла буровая техника, пока, правда, только разведывательная. Надо изучить сотни квадратных километров, заглянуть в глубь земли. Технология «взрывов пластов» на данном этапе развития науки самый оптимальный способ изучения сейсмических сигналов. Можно зафиксировать, как колеблются при взрыве породы на различной глубине, потом понять, что под землей: гранит, калийная соль, нефть.

Уже полвека начальник управления полевых работ РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Валерий Кухарев занимается исследованиями земной коры:

— Мы сегодня имеем высокоточное оборудование по сравнению с тем, что было у геологов 30 — 40 лет назад. Но надо понимать, что это не онлайн–информация. Во время сейсморазведки упругие колебания в земной коре фиксируются — собирается более 25.000 сейсмограмм, и они анализируются потом в течение нескольких месяцев, а то и полугода. С помощью специальных компьютерных программ идет обработка данных.

На мониторе волнистая картинка, сейсмограмма чем–то напоминает график колебания биржевых котировок. Итоговая информация предстанет в виде 3D–модели, толкует геофизик контроля качества Леонид Сокол:

— После всех исследований те, кто будет заниматься добычей, должны получить 3D–модель, где видна глубина и структура залегания пластов. Как разрез многослойного пирога, но объемный и с точными данными.


Так что же там ценного можно увидеть под лесами и полями? Нашу страну геологи в шутку называют «соленой». Каменная соль — самое распространенное полезное ископаемое. Объемы залежей оцениваются в миллиарды тонн. Беларусь на третьем месте в мире по запасам калийной соли: месторождения в Солигорском, Петриковском и Октябрьском районах. Еще один подземный дар — вода. Именно воду называют главным стратегическим ресурсом будущего. Кроме обычной — питьевой — у нас разведано более 70 скважин с минеральной.

А вот с нефтью происходят загадочные вещи. Тридцать лет назад исследователи давали прогнозы, что черного золота в наших недрах осталось всего на три десятилетия, и сейчас снова продлевают жизнь месторождений на тот же срок. Может, верна теория возобновления и восстановления нефтеносных слоев (есть и такая)? Заместитель генерального директора по геологии РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» Петр Повжик уверяет, что все объяснимо:

— Пока мы не наблюдаем никаких восстановлений месторождений. Тем не менее уже пять лет ежегодно добываем по 1 миллиону 645 тысяч тонн нефти, а в 2017–м план выше — 1.650.000 тонн. Это несмотря на то, что большинство наших месторождений находится на четвертой, то есть последней стадии выработки.

Секрет в методах и технологии поиска и бурения. Организация рациональной и эффективной разработки залежей позволила стабилизировать добычу углеводородов в стране. Наши результаты подтвердила работа в Эквадоре и Венесуэле, где на старых выработанных месторождениях получали отличные притоки нефти. Кстати, мы всегда скромно отзываемся о собственных нефтяных запасах. Тем не менее местными ресурсами страна на треть обеспечивает свои потребности. Сегодня в разведанных нефтяных месторождениях 56 миллионов тонн ценного сырья. Однако, по предварительной оценке ученых, нефти под нашими ногами в шесть раз больше. Но надо понимать, что под землей она находится не в виде озер или рек, а в трещинах среди пород. Поэтому поиск и добыча нефти в таких условиях — очень точечная, даже снайперская работа.

Прощаюсь с геологами. Буры, тротил, датчики, мониторы, компьютерные программы, а рядом вагончики с горячей водой и питание по расписанию. Геологическая экспедиция — это нынче весьма цивилизованное место и очень технологичное. Ведь на площади в 300 квадратных километров, на глубине в сотни метров очень надо найти этот «золотой» подземный источник. Правда, данные поисковых исследований будут известны только в следующем году.

Справка «СБ»

Официальной датой открытия нефтяных запасов Беларуси считается 1964 год — из скважин Р–8 и Р–6 (они уже закрыты) были получены первые промышленные притоки нефти. В 1975 году белорусские месторождения давали почти 8 миллионов тонн нефти в год. На несколько лет республика стала одним из крупных нефтяных районов СССР. Однако слишком интенсивная разработка впоследствии привела к падению добычи.

sb_gomel@mail.ru

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter