Со своим хлебом. Как Владимир Свириденко из Браслава поставил хобби на «бизнес»-рельсы

Секрет с изюминкой

33-летний Владимир Свириденко на Браславщине личность известная. По профессии столяр, он влюбился в пекарское дело и сделал его прибыльным.


Ответственному шагу поспособствовал Указ № 337 и преференции, которые он предоставляет, делится собеседник:

— По этому указу желающим разрешили заниматься некоторыми видами деятельности без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Я обустроил дома мини-пекарню, закупил специальное оборудование. Работаю с удовольствием и на законных основаниях. 

Сперва Владимир угощал своими изделиями родных и друзей. Его пирожные, воздушные кексы, булочки, печенье шли на ура. А с полгода назад браславчанин встал на местном рынке с самодельной тележкой, которая служит еще и витриной, и начал продажи. За буханку душистого пшеничного — рубль. По здешним меркам немало, но клиенты возвращаются снова и снова. Секрет популярности — в натуральности, рецептуре и совести хлебопека, полушутя заключает Владимир:

— Хлеб для меня больше, чем просто хлеб, — это наши традиции, душа. Так я воспитан родителями и не представляю, что может быть иначе. Помню, в школьной столовой мальчишки иногда бросались хлебными “пулями”. Я смотрел на все это и пребывал в шоке. 

В один из зимних деньков мы приехали в Браслав и “присоседились” к Владимиру Свириденко. Торговлю он начал ближе к 9 утра. Дразнящий аромат ведет к нему, как по компасу. Говорит, что в будни особого ажиотажа, конечно, не наблюдается, а вот в воскресенье к нему часто выстраивается очередь. Почти всю прибыль Владимир откладывает — на перспективу. Общаясь с нами, он с улыбкой вспоминает, с чего все начиналось. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Три года назад зимой сломал ногу. Безобидная прогулка обернулась трехмесячным “домашним арестом”. Когда бесконечный просмотр кино и интернет надоели, Владимир решил: новое хобби поможет развеять скуку. Тут-то и пригодилась подаренная жене хлебопечка, а позже — электрическая духовка:

— Выходило неплохо, но пресный и в общем-то блеклый вкус готового продукта быстро приелся. Вместе с тем появилось желание вникнуть в тонкости ремесла. На помощь пришел интернет вместе с профессионалами из других стран. Конкурентом я им быть не мог, поэтому мастера без опаски делились со мной секретами. Они рассказывали о технологии производства, по скайпу проводили мастер-классы.

Трудностей со сладкой выпечкой у Свириденко не было. Зато с хлебом сперва вышел “затык”. Сколько муки пришлось перепортить, прежде чем добиться идеального результата. Время работы над ошибками и килограммы брака стали трамплином для высокого качества нынешних изделий. А еще отразились на круглых боках домашнего пса Тузика. Барбос был круглым, как колобок, смеется его хозяин:

— Сейчас он, конечно, снова в форме. А ко мне пришло понимание процесса, осознание, что хлеб — это не кондитерка, когда микс определенных продуктов гарантирует результат. В хлебе главное — технология. 

В арсенале у Владимира сегодня три вида хлеба: пшеничный (самый популярный у браславчан), цельнозерновой и “Столичный” — из смеси ржаной и пшеничной муки. Плюс — сладкая булка и батон с изюмом. Раньше делал и “Бородинский” с тмином, который хочет еще доработать, и сладкие булочки с разными начинками. Например, одной из самых популярных была сгущенка, понравился людям и толстый слой мака в сдобе, но по цене выходило дороговато. Каждое изделие находит своего покупателя. Пока ведем беседу, все 80 буханок, которые привез Владимир, уходят влет. И это еще минимальное количество, которое он предлагает в будни. Многие покупают авторский хлеб и батоны не впервые. Например, бойкая Леонида Филиппова отрапортовала, что только свириденковский хлеб признает ее 92-летняя мама Валентина Матуко. А Марина Журавлева призналась, что и сама раньше баловалась хлебной выпечкой:

— Но на это нужны время, настрой и хорошая мука. Проще купить, и в этом плане наш местный пекарь — просто какой-то подарок! 

Пока мы стояли на “хлебном” месте, некоторые подходили к тележке Владимира по второму кругу. Объясняли: отошли в сторонку, откусили кусочек и поняли — пора за добавкой. За домашней выпечкой от Свириденко в Браславе приходят в среду, пятницу и воскресенье. Дни, вечера и даже ночи накануне Владимир посвящает непростому и долгому процессу — хлебопечению. Кто-то скажет, что это занятие больше женское, и будет не прав, обращает внимание собеседник:

— Здесь нужны очень сильные руки. Попробуйте замесить пять килограммов теста, чтобы правильно развивалась клейковина, — то еще испытание. На это уйдет добрых 30—40 минут.

Свириденко охотно посвящает в тонкости процесса. Оказывается, каждую рецептуру он дорабатывает под свою муку, закваску, оборудование, и на выходе получается что-то уникальное, авторское. Даже в закваску для вкуса он добавляет ржаные отруби. Свои эксперименты браславчанин проводит с радостью. Говорит, процесс сродни творчеству — увлекает и даже окрыляет. Под пекарню Свириденко приспособил небольшое помещение в своем дома на окраине Браслава. Там есть все необходимое: рабочий стол, умывальник, полки с мукой разных сортов, стеллажи для хлеба, тестомесилка и печка. Современный профессиональный пароконвектомат — настоящая гордость и спасение хлебопека. Печь подключена к водопроводу, ведь первые 6—10 минут в зависимости от сорта хлеб должен быть во влажной среде. На сухом воздухе он может потрескаться или не подняться как следует, растолковывает Владимир:

— Когда пек в духовке, с этим были нюансы. Кстати, и в хлебопечке недостаток (излишек) влаги тоже может все испортить. У каждой муки своя влагоемкость. Поэтому совет начинающим хлебопекам: смотрите не в рецепт, где написано, что нужно добавить столько-то воды, а в само тесто. 

Пароконвектомат, без сомнения, нужный, но недешевый девайс. Деньги на него Владимир заработал, благодаря своему столярскому таланту. Все кухонные деревянные инструменты он тоже сделал сам. Например, скалку для круассанов — чем она тяжелее, тем воздушнее тесто знаменитого французского десерта. Самостоятельно, буквально за пару дней, Свириденко собрал и тележку, с которой стоит на рынке:

— Недавно появилась мысль сделать на тележку подсветку — для красоты и чтобы была еще заметнее. И собираюсь дополнить ассортимент слойками с заварным кремом, сгущенкой, сухофруктами... 

Свои изделия Владимир любовно пакует в бумажные пакеты — в них хлеб и булки дышат и долго не черствеют. Необычную для Браслава упаковку Свириденко заказывает в столице. Со временем хочет нанести на нее фирменный логотип. Какой? Пока не определился. Смеется, что, может быть, еж — именно так он назвал свою группу в интернете. Почему еж? Возле дома Свириденко на опушке леса проходит ежиная тропа. Колючая зверушка стала своеобразным талисманом семьи — Владимира, его жены Екатерины и троих детей. Друзья браславского хлебопека даже разрисовали мультяшными ежами стены в его гараже. Необычно, симпатично и с юмором. 

Интересных идей у браславского хлебопека немало. Если изначально в успех его предприятия мало кто верил, то сегодня Владимир чувствует: есть живой отклик. А значит, все в хорошем смысле обязательно выгорит

naumova@sb.by 

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter