Об изделиях с небольшой продолжительностью эксплуатации

Секрет картонного топора

Об изделиях с небольшой продолжительностью эксплуатации

На «поле чудес» в Ждановичах дедушка продавал топоры. Блестящий красавец с отполированным лезвием. 70 тысяч. И скромный, тускловатый. 180 тысяч. Я удивился. Продавец с улыбкой покачал головой, нарочито подчеркивая мою дремучесть. И растолковал. Тот, который за 70 тысяч, сын из Польши привез. Срок службы — как повезет. А его неказистый собрат — из личного загашника: еще советских времен (в доказательство дедушка продемонстрировал выбитые на топоре цифры 1979). Такому полвека, а, может, и поболе износа не будет.


Спустя несколько дней на даче у дочери закрывал входную дверь. Вроде не прилагая особых усилий. Тем не менее в ладони осталась большая часть дверной ручки. Шурин, менявший пришедшее в негодность изделие, его хрупкости не удивился. И рассказал, как недавно разлетелся на две половинки после удара по шляпке гвоздя купленный три месяца назад... молоток. И резюмировал: такие вот теперь делают вещи. Молоток, как выяснилось, был китайским. А дверную ручку смастерили российские умельцы.


И ладно бы молоток да ручка. Как писал классик, «делов–то...». Недавно в США провели скрупулезное исследование домашней бытовой техники. Интересен вывод. За последнее десятилетие срок ее службы сократился вдвое. И это, заметьте, при непрерывном улучшении технологии производства и эргономики вещей. Что, янки в одночасье стали бракоделами? Отнюдь. Специалисты, проводившие дотошный, как теперь говорят, мониторинг, утверждают: мы имеем не какой–то территориальный случай. Это — мировая тенденция, или, по–нынешнему, тренд. Металл заменяется металлической крошкой или искусственными полимерами. Полимеры — прессованным картоном. И т.д. Таким образом убиваются сразу два зайца. Производители кто во что горазд экономят на материалах, удешевляя модель. И одновременно увеличивают товарооборот, по–современному, объем продаж. Потому что изделия годны к применению в течение гораздо меньшего срока, чем их аналогичные предшественники. Короче, получается вроде как дешево, но отнюдь не сердито. Соответственно сократились и гарантийные сроки эксплуатации, по заключению тех же американских исследователей, за 10 лет тоже почти вдвое. Сейчас для бытовой техники и не только они составляют в среднем от 6 месяцев до полутора лет. Причем все рассчитано настолько ювелирно, что изделие функционирует всего лишь чуть–чуть дольше этого самого гарантийного срока. А потому потребителя, вещь которого в заявленный временной отрезок не вписалась, ждет очередной привет от производителя. Так как у большинства современных механизмов замене подлежат не детали, а блоки, — технология такая. В итоге сплошь и рядом получается, что выгоднее купить новую вещь, чем ремонтировать старую. Именно с такой закавыкой я столкнулся, когда вышел из строя мой мобильный телефон производства известной зарубежной компании. Его выбрал по простой причине: предыдущий аппарат этой марки — функционально поскромнее, простенький на вид — безотказно проработал 11 лет. Этот же — немногим более полутора. И за ремонт — будьте любезны! — без малого такая же сумма, как за новый: стоимость блока плюс оплата услуг мастера. Предпочтение, естественно, было отдано покупке, а не ремонту. Кстати, как выяснили те же американские специалисты, именно мобильные телефоны, а также принтеры и цифровые фотоаппараты — вещи, срок службы которых за минувшее десятилетие наиболее уменьшился — в 3 — 5 (!) раз.


Неужели дойдет до картонных топоров, миксеров из пенопласта и пластмассовых автомобилей? Американские аналитики успокаивают: тенденция производства стремящихся к одноразовости изделий, как и сами эти изделия, все–таки недолговечна. Хотя бы потому, что глобальные экономические кризисы последнего времени заставляют обывателя считать деньги более вдумчиво, с учетом часто небезоблачной перспективы. А соответственно быть более разборчивыми и практичными. Уже сейчас набирает силу течение, в фарватере которого снова предприятия, производящие качественный и долговечный продукт. Будущее за ними. А кто не успел, тот опоздал. В этой связи, кстати, мне весьма глянулась недавняя распродажа в Минске отечественных холодильников, морозильников и стиральных машин с 5–летним гарантийным сроком службы. И минимальной продолжительностью эксплуатации в 10 лет. Возможно, это шаг наших производственников в нарождающийся новый старый тренд...


...Кстати, я купил у дедушки на «поле чудес» топор. Какой? Угадайте. С одного раза...


dnovikov21@gmail.com


Советская Белоруссия №117 (24500). Вторник, 24 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter