Секрет долголетия и счастья

ОН НЕУСТАННО что-то совершенствовал, пытаясь облегчить труд человека. В Богушевске, например, поставил первый ветряной двигатель, который вырабатывал электроэнергию. Там же впервые оборудовал ферму поилками. Активно участвовал в механизации МТФ не только на Витебщине, но и в совхозе «Белоруссия» на Псковщине. В его бытность заместителем председателя областной «Сельхозтехники» на каждой ферме была пробурена скважина, везде налажено механизированное удаление навоза.

Бывшему заместителю председателя Витебского областного объединения «Сельхозтехника» Николаю Беляеву в свое время больше всего приходилось заниматься механизацией ферм

ОН НЕУСТАННО что-то совершенствовал, пытаясь облегчить труд человека. В Богушевске, например, поставил первый ветряной двигатель, который вырабатывал электроэнергию. Там же впервые оборудовал ферму поилками. Активно участвовал в механизации МТФ не только на Витебщине, но и в совхозе «Белоруссия» на Псковщине. В его бытность заместителем председателя областной «Сельхозтехники» на каждой ферме была пробурена скважина, везде налажено механизированное удаление навоза.

Ветеран с интересом наблюдает за переменами, происходящими в животноводческой сфере, не удерживаясь от комментария: что-то подобное, дескать, уже проходили.

— Первую в Витебской области карусель для одновременного автоматического доения порядка четырех десятков коров устанавливали в совхозе имени Угловского Витебского района. Тогда это было в новинку, а теперь доильные залы — норма для любого хозяйства. Экспериментировали и с системами навозоудаления. В колхозе имени Красной Армии, например, по заказу председателя пробовали установить на ферме самотечно-сплавную систему навозоудаления, однако заграничная новинка не прижилась в пригороде Витебска — не хватило строгого технологического диктата, да и климатические условия — слишком суровые зимы — оказались камнем преткновения для заграничных штучек. Пришлось вернуться к обкатанным в Беларуси технологиям, — вспоминает Николай Афанасьевич.

«Сельхозтехнику» он считает родной своей службой, ведь отдал ей практически 40 лет, и ныне с гордостью говорит: «Я инженер».

— Почти сразу же после службы в армии, откуда вернулся в 1953 году в звании младшего лейтенанта, закончил Городокский сельхозтехникум. Продолжил профильное образование в Ленинградском сельскохозяйственном институте, получил диплом инженера-механика. Затем еще и высшую школу управления сельским хозяйством закончил в Москве при Тимирязевке — с красным дипломом. Я ведь в течение 27 лет трудился заместителем председателя Витебской облсельхозтехники, и около трех тысяч инженеров находилось у меня в подчинении. Потому и старался постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы быть достойным занятой высоты.

Пытливый рационализаторский ум инженера генерировал идеи, которые всегда оказывались весьма ко времени. Видимо, эта особенность Беляева обращала на себя внимание руководителей и способствовала карьерному росту нашего героя.

— Некоторый опыт приобрел в Богушевской МТС, где проработал какое-то время механиком, а по окончании сельхозтехникума — завгаром. С ликвидацией Богушевского района ликвидировали и МТС. Судьба забросила в соседнее Сенно, где довелось заведовать базой райсельхозтехники. Видимо, неплохо получалось, коль менее чем через год перебросили в Дриссу (ныне Верхнедвинск. — Прим. авт.) на должность управляющего районным отделением «Сельхозтехники», — рассуждает Николай Афанасьевич. — В регионе тогда закладывалась база огромного современного производства Верхнедвинского агросервиса, которым сегодня гордится Витебщина. В начале 60-х по инициативе Никиты Хрущева повсеместно создавались специализированные организации по ремонту сельхозтехники и материально-техническому обеспечению колхозов и совхозов. Наша организация в полной мере отвечала запросам села, хотя по приезде в Дриссу я нашел ее в довольно удручающем состоянии. Не было ни толковой мастерской, ни света, ни воды. Построили трансформаторную подстанцию, мастерские, существующие и поныне, пробурили артезианскую скважину.

Первую свою медаль «За трудовое отличие» он получил еще в бытность работы в Богушевске — за усовершенствование процесса торфодобычи. А вот в период работы в областной «Сельхозтехнике» на груди Николая Афанасьевича появились два ордена «Знак Почета», медали «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда». А прибавьте к заслугам почетные знаки и почетные грамоты, хранящиеся в архиве ветерана «Белагросервиса».

И сегодня, хотя Беляеву за 80, он живо интересуется судьбой родного детища, обеспокоен тем, что мощная база по ремонту новой компьютеризированной сельхозтехники есть не в каждом райагросервисе, зато присоединенные колхозы — почти у всех. Агросервису, убежден ветеран, надо и впредь сохранять свою основную направленность. Без централизованной районной службы техобслуживания современным мощным животноводческим комплексам и фермам не обойтись, точно как и машинно-тракторным паркам хозяйств без хорошей ремонтной базы в райагросервисах. Система техобслуживания производственных объектов села была налажена очень грамотно и дальновидно, и надлом ее — ошибка, которую следует исправлять незамедлительно. Технология отрабатывается годами, специалисты обучаются так же долго. Промедление с восстановлением прежней системы непростительно.

У Николая Беляева инженером стал один из троих сыновей, самый младший, и два внука выбрали ту же профессию. Наш герой дождался правнуков. Богатый на наследников дед балует их свежими овощами с дачи, особенно урожайны загородные сотки на помидоры. Несмотря на солидный возраст и перенесенный еще в 40 лет инфаркт, Николай Афанасьевич загружает себя работой под завязку — привычка долгой жизни. А может, в этом и кроется секрет долголетия и счастья?

Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter