Сэкономишь на ремонте – проиграешь в скорости и имидже

Только соблюдение нормативов позволит   этой отрасли   Беларуси удержать приемлемую планку   состояния магистралей

Только соблюдение нормативов позволит   этой отрасли   Беларуси удержать приемлемую планку   состояния магистралей 

Опыт – «сын ошибок трудных» однозначно свидетельствует, что не благосостояние нации является источником строительства автомобильных дорог, а наоборот, именно магистрали содействуют этому. Уровень их состояния или серьезно тормозит развитие экономики, социальной сферы, или напрямую способствует  поступательному развитию страны. 

Наша действительность просто немыслима без дорожной сети. Ведь только в Беларуси сегодня почти 3 миллиона служебных и личных автомобилей. И земляки уже привыкли свое прибытие к месту назначения даже в суровый зимний период измерять по минутам. Милиция, МЧС и другие оперативные службы также  строго рассчитывают время приезда. От состояния трасс зависит и настроение граждан, их общая оценка эффективности работы   всех субъектов хозяйствования.   

Чем лучше состояние магистралей, тем реже ломаются автомобили, они дольше служат да и расход топлива меньше. По мере ухудшения дорог пропорционально возрастают и затраты. Так, по оценке российских экономистов, несоответствие нормативным требованиям транспортно-эксплуатационного состояния дорожного покрытия приводит к дополнительному росту затрат на автоперевозки до полутора раз. Американцы, в свою очередь, считают, что каждый доллар, недовложенный в содержание дорог, увеличивает себестоимость автоперевозок в два-три раза. О магистралях нельзя забывать с уверенностью, что к ним можно через пару-тройку лет безболезненно вернуться. Тем более это касается отечественных трасс. Из почти 15,5  тысячи километров республиканских дорог ровно половина имеет возраст более 50 лет, а  40 % местных — свыше 40 лет. И в условиях возрастающих нагрузок они продолжают разрушаться. Для восстановления их характеристик необходимо периодически проводить капремонт. Ведь из 73 тысяч километров дорог с твердым покрытием 95 % имеют просроченные межремонтные сроки по капремонтам, в том числе республиканские — 93 %. Кроме того, периодически, через 4—6 лет, должен проводиться текущий ремонт дорожных покрытий,  при котором необходимо устройство нового верхнего слоя. 

Если вовремя не ремонтировать магистрали, не содержать должным образом, то на их последующее восстановление уже  через 7—10 лет потребуются не миллиарды, а триллионы рублей. Опыт прагматичной Западной Европы и США показывает, что при  соблюдении межремонтных сроков затраты на содержание трасс значительно меньше. Игнорирование же этой научно обоснованной и житейской истины приводит к прогрессирующему разрушению дорог. Его последствия обходятся государству гораздо дороже. Обратимся к конкретным цифрам: стоимость реконструкции 1 километра дороги в среднем в 5 раз выше устройства нового верхнего слоя покрытия и примерно в 25 раз больше цены устройства поверхностной обработки. Европейский опыт свидетельствует, что минимальный уровень финансирования содержания дорожной сети должен составлять не менее 2 % от ВВП. В этом контексте рекомендуемая величина имеет вполне конкретный экономический эффект, а именно: улучшение дорожных условий обеспечивает значительное сокращение энергоемкости ВВП страны за счет снижения потребления топлива на транспорте. 

Поэтому нужно держать ситуацию под жестким контролем. И это в Беларуси делается. Несмотря на ряд трудностей, наша дорожная сеть исправно функционирует. Главное, чтобы в  поддержании ее должного уровня не было отрицательной динамики. Тогда она еще долго будет отличаться в лучшую сторону от стран СНГ. Однако нельзя отставать и от государств Евросоюза. 

По официальным данным, уже три года назад  расходы на 1 километр магистралей в Польше и Литве составляли соответственно 16,8 и 15,3 тысячи долларов (в Беларуси — 8,2). Сейчас эти расходы у соседей еще более возросли. Так, к примеру, в текущем году финансирование дорожных работ в Латвии увеличилось в 2 раза, причем приоритет отдан транзитным трассам. А стоимость предстоящего строительства одного километра магистрали в Польше А2, примыкающей с ее стороны к нашей М-1/Е30 Брест—Минск—граница России на участке Новы Томысль — Свецко протяженностью 104,5 километра, составляет почти 10 млн. евро. Правительство этой страны приняло решение о выделении в 2008—2012 годах на развитие автодорожной инфраструктуры рекордного в ее истории объема средств, эквивалентных 30 млрд. евро. Они пойдут на возведение более 1000 километров магистралей, до 2000 километров скоростных дорог и в целом модернизацию существующей сети. Это позволит Польше в ближайшие пять лет сделать значительный шаг к европейской цивилизации. Улучшится товарный транзит, повысится и туристская привлекательность государства. Современные магистрали обеспечат и радикальное улучшение безопасности движения. 

 При определении дальнейшей стратегии совершенствования отечественной дорожной сети немаловажен многолетний опыт и такой страны, как США. По оценке специалистов, за последние 100 лет наибольшее влияние на ее экономику и образ жизни граждан оказала программа создания Федеральной системы скоростных магистралей, реализация которой стала приоритетной задачей государственной политики. Это привело к увеличению деловой активности, росту эффективности труда и объемов инвестиций, создало новые рабочие места и сократило аварийность. Рост производительности труда составил 25 %, а общие экономические выгоды достигли уровня 2,5 трлн. долларов, что в 16—19 раз больше инвестиций в строительство скоростных дорог!     

В Беларуси также предпринимаются практические шаги, и в первую очередь на важнейших транзитных направлениях. Проводится работа по внедрению новых технологий повышения скоростного режима, усиления дорожных одежд, улучшения  комфортности и безопасности передвижения. Разработана и реализуется программа «Дороги Беларуси» на 2006—2015 годы. 

Для поддержания имиджа страны как транзитной державы нужно и дальше действовать по общепринятой схеме: продолжать создавать приемлемые условия  проезда транспортных средств как на республиканской, так и на местной сети дорог. Следует и более внимательно отслеживать настроения грузоперевозчиков, совершенствовать рекламу преимуществ наших магистралей, своевременно развеивать домыслы, которые могут переориентировать часть транзитных потоков.  Многое в этом направлении, как известно, сделано. Государство предпринимает усилия для того, чтобы  автодорожная сеть в своем развитии не сдала с таким трудом завоеванных позиций. 

Чтобы наши магистрали и завтра были не хуже, чем у соседей, нужно постоянно внедрять в дорожное дело новые, порой достаточно дорогостоящие технологии, планомерно технически перевооружаться. Перед дорожниками стоит и задача повышения качества строительных работ. 

Верно расставленные акценты и выработанные подходы позволят сохранить стране высокий дорожный статус, усовершенствовать свой путь поддержания и совершенствования дорожной сети. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter