«Сегодня записи нет. Звоните через месяц»

СЕМЬЯ МАРТИНОВИЧЕЙ на прошлой неделе позвонила в редакцию «БН» (см. «БН» от 26 октября). У них в сарае две телки, одна под 350 килограммов, другая — под 500, однако от животных этих одна головная боль. Растили скот, кормили, чтобы накануне зимы сдать и денежку заработать, а в итоге… молодняк не принимают. Разве что частник заберет за копейки. Сена хозяин заготовил только на корову, запасы уже телки подъедают. Наверное, признаются супруги, придется скот резать прямо во дворе себе на мясо. Проблема для сельчан не праздная, поэтому корреспондент «БН» незамедлительно выехала в командировку.

Жители поселка Даниловичи в Дзержинском районе столкнулись с головоломкой – молодняк сдать некуда и кормов на зиму нет

СЕМЬЯ МАРТИНОВИЧЕЙ на прошлой неделе позвонила в редакцию «БН» (см. «БН» от 26 октября). У них в сарае две телки, одна под 350 килограммов, другая — под 500, однако от животных этих одна головная боль. Растили скот, кормили, чтобы накануне зимы сдать и денежку заработать, а в итоге… молодняк не принимают. Разве что частник заберет за копейки. Сена хозяин заготовил только на корову, запасы уже телки подъедают. Наверное, признаются супруги, придется скот резать прямо во дворе себе на мясо. Проблема для сельчан не праздная, поэтому корреспондент «БН» незамедлительно выехала в командировку.

ТАКИХ семей в Даниловичах, которые откармливали скот — кто телок, кто бычков, чтоб потом сдать на убой, — я насчитала три, но, скорее всего, их больше. Ситуация у всех одинаковая: растили-кормили, чтоб заработать, а в итоге молодняк никуда не могут сдать.

В управлении сельского хозяйства и продовольствия Дзержинского райисполкома говорят: у сельчан вариантов аж пять, просто упрямятся и ищут непонятно какую выгоду. Первый — сдать в МПП «Городея» ООО «Викас». Второй — в Дзержинское райпо. Третий — на мясокомбинат ОАО «ДорОРС» в Дворище Дзержинского района. Четвертый — на минский мясокомбинат, в конце концов, в Даниловичах их филиал. Пятый — в само хозяйство филиала «ММК — Агро» в поселке.

В кабинете начальника управления сельского хозяйства и продовольствия все выглядело обнадеживающе. Казалось, проблема сельчанами надумана. Правда, на месте все оказалось совсем по-другому.

Иду к даниловичской пенсионерке Галине Морозовой. На ферме 9 лет проработала и телятницей, и дояркой, и заведующей. В сарае — черный бык под 600 килограммов.

— У меня для него остался всего рулон сена. Скоро все бревна в сарае съест. На мясокомбинат телефон «разбиваю» дня три — говорят, записи нет. Ждите.

Набираем сырьевой отдел минского мясокомбината, включаем телефон на громкую связь и слышим:

— Частный скот не записываем. Весь ноябрь расписан. Звоните после 20 ноября — тогда будет запись на декабрь. Думаете, вы одни такие? Никто не думал, что впереди зима, идет стойловый период, а кормов не заготавливали. Скота очень много.

— А почем молодняк принимаете? У меня телочка — до 500 килограммов, — интересуется Валентина Мартинович.

— 21 тысяча 587 рублей за килограмм живого веса.

ЦЕНА хозяек — и Галину Морозову, и Валентину Мартинович — порадовала. Только вот чем кормить быка и телок до декабря? Так отпал один из предложенных в райисполкоме вариантов, куда сдать скот. Набираем ООО «Викас», опять телефон на громкой связи:

— Корову заберем, а молодняк не принимаем. Дорого для нас. За килограмм — 21 тысяча 587 рублей. Звоните в Минск на мясокомбинат, тем более что ваши территории — это их филиал. У своих людей они должны принять, — слышим в трубку.

— А если мы вам по 17 тысяч рублей отдадим как за корову высшей упитанности? Нам телок девать некуда, хоть в лес выгоняй, — стала торговаться Валентина Мартинович.

— За молодняк есть конкретная цена, я ж не могу взять по другой. В этом году, кстати, мы ни одной головы молодняка не приняли.

Еще один вариант, на который якобы сельчане были не согласны, ушел сам собой.

Звоню в Дзержинское райпо. Там молодняк тоже не берут, только коров — и то средней и ниже средней упитанности. Даниловчане об этом знают, даже не беспокоят кооперацию. За среднюю упитанность коров в райпо дают 12200 рублей, за ниже средней — 7700 рублей. Молодняк брать невыгодно, у райпо нет своей переработки. Был лет 15 назад колбасный цех, сейчас — увы. Скот убивают и отправляют или на продажу, или в детские сады, школы. Ясное дело, говядина из молодняка будет по золотой цене. И в магазинах не возьмут, да и для питания школьников, дошкольников — дорогое удовольствие.

Остались еще два варианта сдачи молодняка, предложенные в райсельхозпроде. Звоню на мясокомбинат в Дворище ОАО «ДорОРС».

— Не принимаем мы молодняк и не принимали никогда — дорого! Телка до 350 килограммов еще может пойти как корова высшей упитанности. Но у частников не берем, мы и колхозное-то не успеваем перерабатывать, — признаются по телефону.

Кстати, в «ДорОРСе» мне подсказали еще один вариант: позвонить в фермерское хозяйство «Василек», что в деревне Наквасы.

— Нет, вы не по адресу, мы занимаемся переработкой свинины, говядину не берем, — отрезал глава хозяйства Василий Вергейчик.

ПОСЛЕДНИЙ шанс — само хозяйство, филиал «ММК — Агро». Правда, директор филиала Юрий Гизовский принять в хозяйство крупных телок не готов:

— У Мартиновичей телка более 450 килограммов. Чтобы получить с нее приплод, нужно ее 9—10 месяцев кормить. А вдруг она бесплодная? Почему ее не осеменили? Может, хозяин знает, что она бесплодна? Для хозяйства это экономически невыгодно. Я могу выделить машину, пусть везет ее на мясокомбинат. Но в хозяйстве она мне не нужна.

Вот и пятый вариант отпал сам собой. Правда, сельчане и находят, куда сдать, говорят: это на словах все легко и доступно, пришел, выписал машину и повез скот на мясокомбинат. А когда дело доходит до транспорта — он то сломан, то на уборке занят. Многие на местное хозяйство не пеняют, сами ищут частных скотовозов.

Но даже если у мясокомбината транспорта, который мог бы забрать скот, нет, сельчане сами бы взяли на себя транспортные издержки.

— Мы свой скот на мясокомбинат возим на «МАЗе», «ГАЗе-52», иногда трактором с прицепом, — рассказывает директор филиала «ММК — Агро» в Даниловичах Юрий Гизовский. — Ясное дело, в сельском хозяйстве сегодня транспорт работает, а завтра сломался. Но своим работникам и бывшим работникам-пенсионерам никогда не отказываем.

В прошлые годы и с сеном было гораздо проще.

— Мне в прошлом году привезли на мою коровку шесть рулонов, это полторы тонны. Так оно ж гнилое, я сначала пыталась перебирать, а потом все на подстил пустила, — рассказывает Галина Морозова.

— А мы в этом году заготовили на зиму для коровы 3 тонны, муж на сотках накосил, то канавки обкашивал, возле озера, у леса, — говорит Мартинович. — Где сумел, там и заготовил. Правда, телок придется резать, хотя бы корову прокормить зимой этим сеном.

— За молоко, которое мы принимаем, платим исправно, так почему должны каждому во двор бесплатно сена привезти? Другое дело — пенсионерке или механизатору нашему, который день и ночь в поле, в счет зарплаты. Остальные могут и сами заготовить, — отвечает на это Юрий Гизовский.

У СЕЛЬЧАН, чьи сараи разносят откормленные быки и телки, осталось два варианта — либо животных зарезать у себя во дворе на мясо, либо сдать частнику. Правда, частник так и ищет способ нагреть руки.

— Приехали ко мне летом парни из Барановичей. Загрузили моего бычка в фургон, привязали, давай со мной рассчитываться, — вспоминает Морозова. — У них весов не было, считали по окружности груди. Долго что-то прикидывали, потом выдали: ваш бык весит 488 килограммов. Я нашла заранее в Интернете таблицу, как посчитать по окружности груди и диагонали вес быка. Показываю им: по параметрам бык весит 588 килограммов, на 100 килограммов хотели нагреть. Ладно, думаю. Ну и считают: выход мяса — 60 процентов, поэтому за быка даем 4 миллиона 800 тысяч рублей. 200 тысяч сверху накинем. Я говорю: стоп, ребята, я три раза уточняла: живым весом считаем или мясом. Вы били в грудь: живым весом, а сейчас считаете мясом? Мой бычок стоит не менее 10 миллионов, а вы мне предлагаете полцены. Выгружайте!

Правда, раз варианты у сельчан, куда сдать молодняк, исчерпались, придется иметь дело именно с частником и сдавать ухоженный, откормленный скот за копейки. К примеру, отвези своего бычка в 588 килограммов пенсионерка Галина Морозова на мясокомбинат, она получила бы около 12 миллионов 500 тысяч рублей на руки. Звоню по объявлению частника в Дзержинском районе, за него готовы дать всего 6 миллионов…

КОММЕНТАРИЙ

Юрий ГОРЛОВ, первый заместитель председателя Комитета по сельскому

хозяйству и продовольствию Минского облисполкома:

— На Минском мясокомбинате с середины сентября до первых чисел октября устанавливали новую линию по убою скота. Старая была приостановлена. Поэтому сдать скот не могли не только сельчане, но и сельхозпредприятия. Так, в Дзержинском, Минском, Узденском, Пуховичском, Молодечненском, Воложинском районах и люди, и сельхозпредприятия вынуждены были придерживать скот около 2—3 недель. С первых чисел октября запустили новое европейское оборудование, мощности мясокомбината выросли, и предприятие может принимать скота даже больше, чем запланировано. К примеру, Миноблсельхозпрод доводил план на октябрь для «ММК» закупить 3 тысячи 593 тонны скота — как КРС, так и свиней. А на 30 октября план уже перевыполнен — закуплено 3 тысячи 797 тонн.

Что касается транспорта, то у мясокомбината есть большие, на 16 голов, машины. Естественно, за одной-двумя головами от населения ехать невыгодно. Поэтому сельчанам нужно договариваться с местными предприятиями о выделении транспорта. Думаю, все спокойно можно решить на месте. Острой проблемы со сдачей крупного рогатого скота от населения в области нет.

Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter