«Сегодня я в своей команде уверен»

СВОЕ десятилетие на посту председателя СПК, которое Тадеуш Янович отмечает в конце марта, он решил не праздновать. Конечно, повод для торжеств есть: все же за это время хозяйство «Гирки» Вороновского района стало одним из лучших на Гродненщине. Но расслабляться некогда. Так совпало, что именно в этот месяц к преуспевающим «Гиркам» присоединили соседнее СПК «Заболотский-Агро», которое из «болота» кредитов самостоятельно выбраться не в силах. Корреспондент «СГ» встретилась с Тадеушем МУШИНСКИМ, чтобы и с десятилетием поздравить, и узнать о планах работы объединенного хозяйства.

После десяти лет руководства СПК «Гирки» Тадеуш Мушинский вместе с подчиненными готов взять новую высоту

СВОЕ десятилетие на посту председателя СПК, которое Тадеуш Янович отмечает в конце марта, он решил не праздновать. Конечно, повод для торжеств есть: все же за это время хозяйство «Гирки» Вороновского района стало одним из лучших на Гродненщине. Но расслабляться некогда. Так совпало, что именно в этот месяц к преуспевающим «Гиркам» присоединили соседнее СПК «Заболотский-Агро», которое из «болота» кредитов самостоятельно выбраться не в силах. Корреспондент «СГ» встретилась с Тадеушем МУШИНСКИМ, чтобы и с десятилетием поздравить, и узнать о планах работы объединенного хозяйства.

КОГДА я возглавил СПК «Гирки», то показатели хозяйства нельзя было назвать отличными. Однако за десять лет нам удалось выйти из кризиса и даже вырваться на лидирующие позиции. В районе сейчас занимаем одно из первых мест по росту валовой продукции, производству молока и мяса. К примеру, за три последних года рост валовой продукции составил 150 процентов. На производстве молока ежемесячно зарабатываем 3 миллиарда белорусских рублей, почти миллиард на мясе. Брали кредит на строительство фермы, так что в месяц за него выплачиваем порядка 700 миллионов рублей. Как видите, хозяйство самодостаточное.

— А с чего все же начали работу, когда возглавили СПК «Гирки»?

— Первым делом приступил к формированию команды. Не секрет, что когда приходит новый руководитель, то у него в коллективе найдется всего около 40 процентов сторонников, 20 процентов — негативно настроенных, оставшиеся 40 — те, кто относятся настороженно. В этом и есть искусство руководителя — «перетащить» на свою сторону 40 процентов сомневающихся, переубедить те 20 процентов и не разочаровать остальных. Сегодня я в своей команде уверен. Знаю, что пока мы сейчас разговариваем, на местах работа кипит, и никто не подведет.

Например, благодаря главному инженеру Станиславу Микелю и его команде инженеров почти каждый год наш мехдвор в районе становится лучшим. В прошлом году и вовсе второе место в республике взяли. Агрономическую службу возглавляет Николай Гребень. У него в подчинении толковые хлопцы. Каждый по-хозяйски к земле относится, чувствует ее и умеет работать.

У нас крепкая и зоотехническая служба, лучшая, без сомнения, в районе, а возглавляет ее Михаил Валовицкий. Его жена Елена — главная на молочно-товарном комплексе. Заместитель по идеологии Леонид Серченя и вопросами строительства занимается, а начальник бухгалтерской службы Людмила Вильбик — моя настоящая правая рука.

Попутно вместе с формированием команды приобрели новую технику, навели порядок на земле. По специальности я агроном, оканчивал Гродненский аграрный университет, так что порядок для меня — на первом месте. Потом подвели газ в поселки, газифицировали зерносушильный комплекс, построили новое жилье — 45 типовых особняков и многоквартирных домов. Это помогло привлечь молодежь. Средний возраст работников сейчас — 35 лет. За десять лет в хозяйство пришли 35 молодых специалистов, почти все остались. В детском саду, когда я только возглавил СПК, было всего пять малышей. Сейчас там 35 ребятишек. Значит, живет хозяйство!

— К вам присоединили соседний отстающий «Заболотский-Агро». Что получается, все с начала начинать?

— С присоединенным хозяйством знаком не понаслышке. Сам родом из Заболоти, а в тамошнем СПК начинал трудовую деятельность — работал агрономом по кормопроизводству, заместителем руководителя. Основная промашка СПК «Заболотский-Агро» в том, что там совершенно нет технологий. Нигде и ни в чем. Считаю, что в хозяйствах должна быть диктатура технологий, только тогда будет результат.

Вынужден констатировать, что работали там безграмотно и бездумно. Вроде и делали что-то, но все не на пользу, а во вред. Как результат — если «Гирки» ежедневно продают 15 тонн молока сортом «экстра», то «Заболотский-Агро» — всего 6 тонн. При этом поголовье коров у них больше. Как результат, от продажи молока мы зарабатываем ежемесячно 3 миллиарда рублей, а они — всего 1,5 миллиарда. А сколько долгов у присоединенного хозяйства! Только мелким компаниям и фирмочкам нужно заплатить 7 миллиардов рублей, а еще и кредиты…

— Тадеуш Янович, у вас как у опытного руководителя уже готов план вывода этого СПК из кризиса?

— Конечно, для нашего хозяйства, которое только взлетело, присоединение убыточного СПК — тяжелая ноша. Сельские жители не привыкли жаловаться, так что будем работать. Для начала наладим порядок и дисциплину, займемся технологией производства. Судя по тому, что сейчас есть в том хозяйстве, придется поменять почти все поголовье коров. Из-за неправильного кормления животные все как одно больны. Заготовим корма, получим зерно, поменяем со временем и стадо. Но даже при хорошем раскладе понадобится два года, чтобы стабилизировать ситуацию. И это при том, если удастся выбить отсрочку по выплатам за кредиты. Нет, никакого «доброго дядю» я не прошу выплатить эти деньги, мы сами справимся. Но, чтобы не утопить оба хозяйства, нужна отсрочка.

Вообще, наше хозяйство крайне редко берет кредиты. Проценты ведь достигают пятидесяти! Конечно, государство идет навстречу хозяйствам. В меру сил оказываются помощь и поддержка. Но все мы знаем и про диспаритет цен, и про госзаказ, и про фиксированные цены на сельхозпродукцию. Важно понять, что сельхозпроизводители под такие проценты не могут обслуживать кредиты. Да, мы должны взять деньги, купить удобрения, запчасти и какую-то технику. Потом получаем продукцию, нужно вернуть кредит и какая-то часть должна остаться у хозяйства. Но кто может себе позволить кредит под пятьдесят процентов? Рентабельности ведь не будет. А у того хозяйства, которое к нам присоединили, таких кредитов  уйма.

Вообще, меня коробит, когда какой-то дурак начинает кричать, мол, посмотрите, сколько мы денег бросаем в сельское хозяйство, а они, такие-сякие, ничего не делают. Памятник нужно ставить тем, кто на земле работает! В нее ежедневно вкладывается адский труд.

— Теперь, чтобы выкарабкаться из такой долговой ямы, придется по 24 часа на работе проводить?

— Надеюсь, что все же кредиты удастся отсрочить, ведь иначе оба хозяйства могут «вниз» уйти. Не хочется терять то, что создавалось годами. Возможно, такие хозяйства, как «Снов» или агрокомбинат «Дзержинский», которые уже не первый год считаются флагманами белорусского сельского хозяйства, и не почувствовали бы ничего страшного от такого присоединения. Но для растущего СПК «Гирки» убыточное хозяйство на плечах — серьезное испытание. Будет непросто, но, как говорится, трудностей бояться…

— А как в вашей семье относятся к тому, что вы целыми днями пропадаете на земле?

— Привыкли, наверное, уже. Жена моя возглавляет наш сельский Совет, как я говорю в шутку, вся власть в руках одной семьи. Мы вместе с ней сообща делаем все, чтобы жизнь в деревнях была лучше. А дочки у нас уже взрослые: старшая живет в Минске, у нее трое детей, а младшая — с нами, заканчивает 10-й класс.

— Знаю, что хозяйство помогает и местной школе, и детскому саду, никогда и в благоустройстве деревень не отказывает…

— Конечно, без этого никуда. Глубоко убежден, что все структуры в деревнях — детский сад, школа, ФАП, торговля, сельсовет, хозяйство — должны работать сообща, ведь это одно целое. Если не думать про социалку, работая на руководящих должностях, то грош нам цена и нет у нас будущего. Кто поедет в деревню, если там не будет магазина? А если клуб закроем или детям учиться негде будет? Молодых точно не заманишь туда, где ни инфраструктуры, ни порядка. Сегодня школьников в школу хозяйство возит практически бесплатно, нам деньги только за топливо возвращают, остальные расходы СПК берет на себя. Для детей организуем бесплатные поездки и экскурсии.

Не забываем и про сотрудников СПК. Все, кому нужно санаторное лечение, получают его бесплатно. В прошлом году, например, 25 человек отдыхали в белорусских санаториях. Каждый год отправляем работников и на повышение квалификации, ведь без образования и знаний сегодня — никуда. Технологии не стоят на месте, все развивается, вот и нам нужно развиваться.

— Тадеуш Янович, вы с таким азартом говорите и про работу, и про своих сотрудников, и о семье. Всего, чего хотели, достигли? Или есть какая-то особая мечта?

— Мечтаю видеть хозяйство успешным, не думать о кредитах и задолженностях, а заниматься производством. Хочу, чтобы мои работники жили в достатке — могли и дома обустраивать, и детей на ноги поднимать. Чтобы у них стимул был хорошо работать, а я понимал, что не зря тратил силы. Хочется сесть как-то на берегу озера вместе с родными и осознать, что наконец-то все, что задумывал, получилось.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «СГ»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter