20 мая звезде эстрады и кино Роману Карцеву исполнилось бы 80 лет

Сегодня по три, но маленькие

Народный артист России Роман Карцев начинал свой путь на эстраде с острых и афористичных юморесок, которые разыгрывал вместе со своим партнером Виктором Ильченко. Оба невозмутимые, одетые с иголочки, они представляли собой очень выразительную пару антагонистов. Смеялись над дефицитом, бюрократическими проволочками, мировоззренческими стереотипами и идеологическими догматами жизни. Автором текстов был Михаил Жванецкий, и его фирменный стиль со временем стал узнаваться сразу.

openfit.сom

Постепенно Роман Карцев вырос из эстрадного комика в большого драматического актера, не растеряв то, что было наработано, а только приумножив. Не разменяв себя на дешевую популярность. Не опустив творческую планку и не предав идеалов юности. Вырос в большого артиста. Иначе не скажешь, и в отношении Карцева это совсем не штамп. Хотя все комики мнят себя большими артистами, Эдипами и Гамлетами, особенно перед сном, но у Карцева все амбиции подкреплялись еще и возможностями. Разве можно представить себе лучшего Швондера из «Собачьего сердца»? «Мы к вам, профессор, и вот по какому делу», — и сегодня, перечитывая Булгакова, слышишь интонации Карцева. Хотя ничто, как говорится, не предвещало… 

Карцев дважды проваливался в театральное училище. Из циркового училища его тоже отчислили. По легенде — просто за фамилию Кац. Однако он не терял веру в себя, чинил швейные машинки на фабрике и занимался в самодеятельности. Писатель Сергей Довлатов как-то заметил, что талант очень трудно утаить. Энергия и юмор молодого Романа требовали выхода. Позже судьба свела его с единомышленниками — Михаилом Жванецким и Виктором Ильченко, которые работали в Одесском порту. Все трое со временем стали служить в Ленинградском театре миниатюр Аркадия Райкина. И «локомотивом» в этом переезде был именно Карцев. Именно по совету Райкина Роман Кац взял псевдоним Карцев.

«Небеса обетованные».

Позже троица отправилась в свободное творческое плавание. Аркадий Райкин, как и Сергей Образцов, да и как почти любой крупный театральный мастер, очень ревностно относился к успеху своих учеников. В 1970 году все трое стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Созданные ими юмористические номера — «Авас», «Раки», «Склад» и другие — расходились на цитаты и становились юмористической классикой. Благодаря выступлениям в программе «Вокруг смеха» эстрадные репризы Ильченко и Карцева приобрели огромную популярность, от них всегда ждали чего-то оригинального и нестандартного. И артисты оправдывали эти ожидания. Неподражаемый одесский колорит остался, но он был разбавлен столичным лоском. На фирме грамзаписи «Мелодия» стали выходить пластинки с миниатюрами Жванецкого в исполнении дуэта Карцева и Ильченко. По продажам они ничуть не уступали дискам с популярными песнями.

«Собачье сердце».

Актер вспоминал: «Мы никогда не занимались конферансом, это даже как-то обидно для нас звучит. Мы занимались театром миниатюр, у нас никогда не было никакого конферанса. И мы никогда не рассказывали со сцены анекдотов, а играли спектакли, состоящие из разных миниатюр на какую-то тему. Это — самое главное, потому что такого сейчас нет. Сегодняшний юмор — в основном анекдоты, пошлость, лишь бы как-то рассмешить публику. Этим мы не занимались никогда!» 
Их «золотым временем» стали 1980-е. В 1992 году Виктора Ильченко не стало. Его уход Карцев переживал очень глубоко, даже выпустил спектакль в память о друге. Роман Андреевич начал пробовать новые формы, обратился к жанру моноспектакля. Неоднократно бывал он и в Минске, где его выступления всегда проходили при аншлагах. К слову, в 2015 году Карцев выступал в белорусской столице с юбилейным спектаклем «Родился я в Одессе».

«Мы с Витей Ильченко играли на венгерском, на румынском, на чешском, и зрители принимали наши миниатюры на ура. Сделали и на английском часовую программу, но сыграть, к сожалению, не успели — Вити не стало… Больше двадцати лет прошло, а мне его до сих пор не хватает…»

Артистический дар Романа Карцева становился все многограннее и, в конце концов, перерос эстраду. Впервые со всей полнотой он заявил о себе как о драматическом артисте в картине Владимира Бортко «Собачье сердце», который зрители приняли сразу. Хотя это и не первая работа в фильмографии артиста. Потом появился мюзикл «Биндюжник и Король», роли в картинах короля комедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные» и «Предсказание». В этих работах мы увидели уже совсем другого Карцева. В первом случае это был насмешливый скрипач-философ, на виртуозную игру которого из неведомых космических далей прилетели инопланетяне. Во втором — бесноватый дядька, заявившийся к известному писателю с канистрой бензина и требовавший от того совершить акт самосож­жения. Суета, растерянность, тревога постсоветской жизни проникали и на экран. Была и третья роль у Рязанова — антрепренера Иосифа Лозовского в «Старых клячах».

С годами казалось, что грусти в глазах Романа Андреевича появилось больше. Уходили друзья, менялась эстрада, в юмор приходили новые темы и герои. В 1990-е практически исчезало кино, зритель им мало интересовался, как и театром. Однако со временем интерес вернулся. Актерскую династию Карцева продолжил сын Павел, начавший карьеру с совместных спектаклей с отцом по Хармсу, а позже он стал звездой «Ералаша», телевизионного детища Бориса Грачевского. Сегодня в фильмографии Павла Кассинского почти 40 успешных работ.

К новому поколению юмористов, зарабатывающих миллионные гонорары и попадающих в списки Forbes, Карцев относился весьма сдержанно: «Вы знаете, я как-то особо не смотрю КВН и Comedy Club, чтобы не расстраиваться. А молодежь их любит и пусть смотрит! Сейчас наступило такое время — время примитивизма. В искусстве есть такой жанр, были художники-примитивисты. Тогда они тоже многим нравились. И сейчас все очень просто: не нужно думать или вдаваться в подробности, поржал — и пошел, как лошадь!»

…Со временем понимаешь, что творчество Карцева и Ильченко на эстраде было настоящей ювелирной работой, цена которой на фоне нынешних примитивистов только растет.

ФАКТ

Последней работой Романа Карцева в кино стала роль одесского таксиста в фильме Станислава Говорухина «В стиле Jazz». 

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter