«Сегодня недостаточно быть лишь наследником Победы. Требуется стать победителем самому…»

Так считает заслуженный учитель Республики Беларусь Александр Цвилик

Так считает награжденный медалью «За трудовые заслуги», премией Могилевского горисполкома «Достижение» и премией Могилевского облисполкома «Человек года» заслуженный учитель Республики Беларусь Александр ЦВИЛИК

Он успевает увлеченно заниматься самыми разными делами не в ущерб главному своему делу жизни – гимназии, которую возглавляет с момента ее создания. И гордится, что в прошлом году 100 процентов выпускников стали студентами высших учебных заведений. О себе рассказывает кратко и скромно:

— В восемь лет остался без отца, а мать, работавшая санитаркой в аптеке, желала самого главного – чтобы сын получил высшее образование. Определяющим в выборе профессии стал директор моей школы в Смолевичах, учитель русского языка и литературы. Влюбил он меня и в литературу, и в профессию… Учитывая, что я с детства любил музыку, взор мой обратился на литературно-музыкальный факультет Минского государственного института имени Горького. Вот так я и стал педагогом.

— А директором?

— Директором стал еще в Краснопольском районе, возглавив Высокоборскую среднюю школу. Замечательные воспоминания сохранились о людях, с которыми работал в сельской глубинке, о природе тех мест. Кстати, именно в той школе я познакомился со своей будущей женой. Через четыре года переехал в Могилев.

Но возглавить среднюю школу № 36 в областном центре решился не сразу. Размышлял: смогу ли на окраине города создать учебное заведение, куда будут стремиться ученики, мечтающие о качественном образовании?

Время показало, что смог. Не один, разумеется, а с коллегами-единомышленниками. Вы только представьте: наш педагогический коллектив создавался из учителей, пришедших из 11 школ города! И среди них оказалось большинство тех, кто сердцем принял мои идеи.

Новой школе предстояло объединить учителей и учеников и положить начало традициям.

— Как известно, лишь на ура идею не воплотить. Убеждать нужно аргументами. И все же вначале идея! Насколько она оказалась продуктивной?

— Признаюсь: некоторые решения в то время были непопулярными. Однако я чувствовал их перспективность и понимал: что будет заложено сейчас, непременно окупится сторицей. Как руководителю, мне, конечно, всегда помогала поддержка отраслевого руководства и исполнительной власти района, города, области. Это придавало уверенности, позволяло строить планы.

Когда мы открывались, целый год копались в библиотеках, изучали новаторский опыт других, работали с нормативными документами, вели большую подготовительную работу с педагогами, родителями, ребятами, составили перспективный (на 11 лет вперед) план развития своего учебного заведения. И только после этого довольно уверенно о себе заявили. Создав первую в области гимназию, мы еще в 1991 году начали в ней профильное обучение, понимая, что оно поможет учащимся получать знания, выходящие за пределы государственного стандарта образования. Спустя несколько лет внедрили и мультипрофильное, при котором ученик на старшей ступени мог выбирать для себя индивидуальный учебный план. Мы были своеобразной республиканской площадкой по мультипрофильному обучению. И постоянно получали одобрительные отзывы коллег, родителей наших учеников и самих ребят.

Думаю, школа много потеряла с отменой профильного обучения. Ведь одних лишь факультативных занятий для углубления знаний по предмету недостаточно. Потому-то и расцвело буйным цветом репетиторство.

— На высоте своего педагогического опыта вы заметили исчезновение противоречий между «могу» и «должен»?

— Эти слова теперь для меня созвучны. Но пришла профессиональная тяга к размышлениям со словом «почему?». Почему сегодня труднее подбирать кадры? Почему престиж учительской профессии уже не тот? Почему, думая о будущем устройстве в жизни, семейном достатке и благополучии, выпускники все реже выбирают педагогический вуз?

Вот недавно в телевизионной программе один из молодых людей рассуждал: какая плохая современная школа! Так и хотелось возразить: «А ведь это она, как и вуз, дала вам образование, и, скорее всего, бесплатное…» Еще один участник той передачи цинично рассказывал, как «жирует» от изобилия репетиторства. И по всему было видно, что он вряд ли возьмется работать со слабым учеником, потому что там надо ликвидировать пробелы. Нет, пусть уж пробелами занимается та самая «слабая» школа! Он же будет «репетировать» ученика с хорошей базовой подготовкой…

Знаете, за родителей обидно. Ведь они порой готовы организовать своему чаду занятия с репетитором еще с начальных классов. Вот только нужны ребенку те занятия или нет, какова квалификация того репетитора, порой не задумываются. А надо бы.

— Сегодня по всему чувствуется, что статус вашей гимназии глубоко связан с ее духом и стилем. И видно, что ее базовые возможности отвечают требованиям самого современного учебного заведения.

— Это потому, что у нас работают настоящие профессионалы. Те, кто не стоит на месте, смотрит не под ноги, а далеко вперед. Еще в 1993 году, ощущая острую нехватку культурно-досуговых учреждений в микрорайоне, мы внедрили в учебный процесс и музыкальное образование наших ребят, дав им возможность реализовать свои творческие способности. Обучение осуществляем по государственным учебным планам. Более 200 ребят учатся сейчас играть на музыкальных инструментах. Выбор большой: баян, аккордеон, скрипка, гитара, цимбалы, духовые, ударные инструменты. У нас три образцовых коллектива, лауреаты всевозможных конкурсов…

А несколько лет назад родители будущих первоклассников высказали в адрес педагогического коллектива гимназии просьбу об оказании помощи в подготовке детей к учебе. Так появилась у нас субботняя школа «Развитие», где сейчас занимаются около 200 ребятишек пятилетнего возраста. Они проходят подготовку по математике, логике, письму, развитию речи.

Высокий уровень заданий на централизованном тестировании тоже требует не только хорошей базовой подготовки, но и дополнительных занятий. Идя навстречу пожеланиям ребят, мы их организовали. На платной основе. Но справедливости ради замечу, что плата эта совершенно несоизмерима с той суммой, которую запрашивают репетиторы.

А еще мы тесно сотрудничаем с Могилевским государственным университетом имени А. Кулешова. Доктора и кандидаты наук из университета и других высших учебных заведений города проводят с учащимися гимназии факультативные занятия.

— Считается, что директор должен слышать свою школу. Знать обстановку. Прощупывать реальность и видеть будущее. Коллеги не сомневаются: слух у вас — музыкальный, взгляд – внимательный, мышление – государственного масштаба…

— И вместе с тем директору, как и простому педагогу, нужно постоянно учиться, развиваться, меняться. Только тогда возглавляемое им учебное заведение, преображаясь, будет идти в ногу со временем.

— То есть вы на практике убеждаетесь, как рост образовательных потребностей учителей расширяет и углубляет образовательные возможности самой гимназии?

— Да. И знаю, что порой, превыше всего ценя успех, некоторые руководители недостаточно уважают опыт и другие благородные качества своих коллег. Я же на фоне требования результата никогда не заглядываю в паспорт учителя. Мне не важно, сколько ему лет. Важно, насколько он способен давать детям современные знания.

— Нередко приходится слышать, что в гимназиях у детей непомерные нагрузки и они сильно устают. Так ли это, Александр Федорович?

— Нагрузки повыше, чем в обычных школах, но, согласитесь, нельзя получить больше, не затратив и больше усилий. Да, устают. Но при этом из года в год занимают призовые места в городской круглогодичной спартакиаде школьников, становятся победителями соревнований различного уровня.

— Успех во многом зависит от того, насколько чутко учебное заведение реагирует на запросы социума. Не случайно же в планы закладываются программы не только учебного процесса, но и социализации учащихся, воспитания патриотизма…

— Патриотизм – не только память о Великой Отечественной войне, а чувство, обращенное как к прошлому, так и будущему. Формировать у подрастающего поколения гордость за свою Родину нам помогают гимназический музей боевой славы 50-й армии и туристический клуб «КРОК», «звездные» походы, встречи с ветеранами. Но, согласитесь, в наше время недостаточно быть лишь наследником Победы. Сегодня требуется стать победителем самому. Настоящий учитель-патриот не смотрит на циферблат часов, а смотрит на то, что он дал детям. И когда его ученик сдает тестирование на 100 баллов, это их общая победа! Ее истоки — в отношении к делу, в любви к своей стране, верности традициям и готовности к новациям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter