«Сегодня мы уже не говорим, что нам нечем снимать…» Вячеслав Шенько уверен: звездный час «Беларусьфильма» не за горами

Белорусскому кино сегодня — 80. С декабря 1924-го ведет оно свою историю. За это время одних только полнометражных игровых фильмов белорусскими кинематографистами снято
Белорусскому кино сегодня — 80. С декабря 1924-го ведет оно свою историю. За это время одних только полнометражных игровых фильмов белорусскими кинематографистами снято более полутысячи. Кстати, два года назад по инициативе ЮНЕСКО был составлен список лучших произведений мировой кинематографии. Белорусское кино в нем достойно представляют 8 игровых картин. А как сегодня чувствует себя отечественная «фабрика грез»? С этого вопроса началась наша беседа с генеральным директором Нацио-нальной киностудии «Беларусьфильм» Вячеславом ШЕНЬКО. — На мой взгляд, «Беларусьфильм» смотрит в будущее с оптимизмом. Убежден, не за горами время, когда наши картины будут не соперничать, а безоговорочно выигрывать призы на самых престижных кинофорумах. Говорю об этом не в честь праздника, а потому, что маховик белорусского кинопроизводства уже раскрутился, студия сегодня работает спокойно и уверенно. После посещения в 2001 году «Беларусьфильма» Президентом страны ситуация значительно изменилась в лучшую сторону: студии выделяются деньги на сложнопостановочные картины, укрепилась ее материальная база. Мы уже не говорим, что нам нечем снимать. Кстати, недавно получили ссуду в 300 миллионов рублей и в этом месяце приобретем еще и хорошую телевизионную камеру, светотехнику. У нас теперь есть своя тон-студия, где можно получить самый высококачественный звук. Есть заказчики, в том числе и иностранные, павильоны загружены работой. — За это вас порой критикуют, мол, все сдано и иностранцы к себе лучшие технические кадры переманили… — Это не совсем верно. Конечно, люди всегда ищут, где больше платят. Но как раз за счет денег, которые студия зарабатывает на заказчиках, мы стараемся материально поддержать и закрепить кадры в наших цехах и съемочных группах. К тому же сдаем только те площади, оборудование, которые у нас свободны, и не в ущерб своему кинопроизводству. — Наше государство очень заинтересовано в развитии национального кинематографа и значительно поддерживает его финансово. — Эту поддержку, как и особое внимание со стороны Президента страны к киноотрасли, к работе «Беларусьфильма» мы ощущаем постоянно. Основное финансирование фильмов, которые мы делаем, — из бюджетных средств. В результате в этом году мы выпускаем 4 полнометражные художественные ленты – «Еще о войне», «Дунечка», «Вам – задание», «Маленькие беглецы», а также альманах дипломных работ молодых режиссеров. На 2005 год намечено выделить студии на кинопроизводство 5,8 миллиарда рублей. Это серьезная сумма. И мы планируем снимать 6 игровых картин. Среди них — большой проект, работа над которым уже ведется, «Лесная баллада» по военной прозе Ивана Шамякина, фильм «Певчие 41-го», две телевизионные ленты. — Это будут белорусские сериалы? — Скорее, малосерийные фильмы. В них по четыре серии. Одна картина – мелодрама с элементами комедии, новогодней сказки по сценарию Юлии Лешко. Зрители наверняка запомнили ее предыдущий телефильм «Подружка Осень». Я думаю, у нас неплохо получается мелодрама, поэтому мы продолжим работу в этом направлении. Вторая картина — «Три талера» по сценарию молодого белорусского писателя Андрея Федоренко, приключенческая, адресованная детской аудитории. — Военные события, мелодраматические коллизии, приключения – что еще сегодня интересует «Беларусьфильм»? — Думаю, обязательно вернемся к теме исторической. Мы почувствовали ее вкус, работая над картиной «Анастасия Слуцкая», и поняли, что можем это делать и это интересно зрителю. Теперь живем надеждой начать работу над фильмом о Евфросинии Полоцкой. Мы давно не обращались к жанру детских музыкальных картин, в котором в свое время успешно работал на «Беларусьфильме» Леонид Нечаев, снявший любимые зрителем картины «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку». В этом же ключе кинопроект режиссера Елены Туровой «Новогодние приключения в июле» — современный, музыкальный, с элементами мультипликации художественный фильм для детей. Сценарий очень интересный, но к этой работе нужно как следует подготовиться. Она в планах студии ближайших двух лет — решили не спешить, чтобы все учесть, не потерять при воплощении на экране интересную задумку. — А как сегодня продаются белорусские фильмы? — Мы неплохо зарабатываем на продаже своих картин российским телекомпаниям. Например, упомянутая «Подружка Осень» уже полностью окупилась и приносит прибыль. Покупают наше кино и прокатчики. Буквально на днях в Москве закончил работу кинорынок. Его результаты радуют и обнадеживают. Общая сумма заключенных договоров для «Беларусьфильма» весомая — около 76 тысяч долларов США. Наша кинопродукция продана более чем в десяток регионов России и в Казахстан. В том числе художественные ленты «Вам – задание», «Еще о войне» и детская «Маленькие беглецы». Кстати, она стала лидером – продано 15 копий. Премьеру для белорусских зрителей планируем в ближайшее время. Эта картина — первая полнометражная работа молодого белорусского режиссера Ренаты Грицковой, представительницы творческой мастерской Виктора Турова. Вообще, молодежь этой волны – Иван Павлов, Елена Трофименко, Ирина Волох — сегодня довольно активно участвует в кинопроцессе. Успешно заявили о себе дипломными работами и режиссеры — недавние выпускники мастерской Михаила Пташука. Двое из них — Людмила Дубровская и Александр Кананович – уже приняты в штат студии. Удачно работает сценарист Рита Шаграй. — В День белорусского кино что пожелали бы вы коллегам? — Всем кинематографистам, и прежде всего режиссерам,– здоровья, оптимизма, желания работать. И поменьше сетовать на трудности. Не бояться работы, за которую хотят взяться. А мы, чем можем, поможем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter