«Сегодня хозяйствам остро не хватает специалистов-менеджеров!»

НУЖНА ли «узда» для молочного потока? Почему в последнее время актуальным стал вопрос сырьевой составляющей, а борьба за нее — более жесткой? Вместе с тем немало разговоров ведется про переход от валовых задач к рентабельности, доходности и молочному делу тоже… Верный акцент! Но ведь берем за аксиому факт, что молочного сырья у нас предостаточно. Однако так ли все безупречно, радужно с его получением? Готовы ли на низовом уровне, в хозяйствах к тому, что переработчикам требуется куда больше сырья уже сегодня? Какие проблемы волнуют в этой связи руководителей отечественных сельхозпредприятий? Узнаем, сделав — попутно — штрихи к портрету Николая ВОЙТУХОВИЧА, председателя СПК «Нарутовичи» Березовского района…

Председатель СПК «Нарутовичи» Березовского района Николай ВОЙТУХОВИЧ — о новых и старых фермах, рентабельности молока, а также паритете между переработчиками и сырьевиками.

НУЖНА ли «узда» для молочного потока? Почему в последнее время актуальным стал вопрос сырьевой составляющей, а борьба за нее — более жесткой? Вместе с тем немало разговоров ведется про переход от валовых задач к рентабельности, доходности и молочному делу тоже… Верный акцент! Но ведь берем за аксиому факт, что молочного сырья у нас предостаточно. Однако так ли все безупречно, радужно с его получением? Готовы ли на низовом уровне, в хозяйствах к тому, что переработчикам требуется куда больше сырья уже сегодня? Какие проблемы волнуют в этой связи руководителей отечественных сельхозпредприятий? Узнаем, сделав — попутно — штрихи к портрету Николая ВОЙТУХОВИЧА, председателя СПК «Нарутовичи» Березовского района…

— Николай Григорьевич, знаю, что в прошлом году многие хозяйства района не смогли уйти от минуса именно по объемам производства молока? Вал удерживать все труднее? Есть какие-то особые секреты, как закрепиться на уже завоеванных рубежах?

— Я бы не стал характеризовать нынешнюю ситуацию как острую, но все же… Да, нет дефицита молока благодаря в первую очередь самоотверженному труду отечественного животновода. Продовольственная безопасность в этом аспекте обеспечена. Но какой ценой дается стабильность? И что думается насчет поставленной задачи — как минимум удваивать — и уже за текущую пятилетку объемы получаемого сырья?

Меня лично не убаюкивает тот факт, что СПК «Нарутовичи» удается удерживать вал, не минусовать. К слову, по части молочного дела не считаю наш СПК даже районным лидером, не говоря уже про уровень повыше. Скорее, среднее хозяйство, которому тоже придется решать, прямо скажем, нелегкую задачу молочного прироста.

— Но почему же сразу — и нелегкую? Разве нет поводов для оптимизма? Строятся ведь активно новые, оснащенные по-современному, фермы — вот и надежный фундамент для рывка. Или этого мало?

— И мы у себя ввели современную ферму. Но не торопимся параллельно закапывать в землю небольшие старые фермские объекты.

— Это — принципиальная позиция или просто дань традиционному, еще с прошлого века, укладу? Когда едва ли не на каждую деревню приходилось по фермочке…

— Позиция не позиция, а все-таки агробизнес должен вестись с точки зрения большой социальной ответственности! Как никакой другой, он тесно переплетен с судьбой деревни в целом и судьбами отдельных сельчан в частности. Ну не могу я позакрывать решительно все небольшие старые фермы, пока на каждой из них есть хотя бы по несколько работников! И пусть это будет небольшой производственный объект, зато ведь люди без работы не останутся. Хотя у меня, руководителя, по сути, колхоза, сегодня нет другого выхода, кроме как идти в русле главной тенденции в молочном деле республики. А она такова: ставка — на крупные современные МТК. Старые же фермы, сколько их ни «латай», все равно останутся объектами-архаизмами из «каменного века». Молодежь на такие «пожилые» МТФ уже точно не заманишь!

— Похоже, это уже задача из задач — как привлечь в отрасль больше молодых животноводов, специалистов — зоотехников, ветеринаров? Не решим проблему качественного кадрового наполнения даже самых «навороченных» ферм — не добьемся молочного прироста? А ведь молоко — стратегический ресурс на нынешнюю пятилетку…

— Соглашусь с вами, но с оговоркой. Сельское хозяйство в целом — одна большая стратегическая козырная карта. А что, зерно, мясо — уже не так важны? И когда толковых, перспективных кадров не хватает в АПК, думается, это уже не должно быть головной болью одного лишь агрария…

— Когда размышляете о необходимости нового «молочного рывка», о чем в первую очередь думаете?

— Считаю, расти, добавлять в том же молочном вале можно, лишь честно, без прикрас соизмеряя масштаб поставленной задачи и собственные возможности. На мой взгляд, лучше не строить воздушных замков, двигаться потихоньку, шаг за шагом. Между прочим, опыт в молочном деле, который накопили европейские лидеры — Германия, Франция, Венгрия, а еще — тот же Израиль, исчисляется вовсе не годами, пятилеткой-другой, а едва ли не веками! Европейцы не достигали нынешнего уровня, делая семимильные резкие скачки.

— Есть резон верить вам, как опытному хозяйственнику, отдавшему сельскохозяйственной отрасли более тридцати лет! Но позвольте все же небольшой скептицизм: не пасуете ли перед масштабом задачи заранее? Может, быстрый, семимильный, рывок — единственно верный путь в данном случае?

— А что может последовать за возможным впечатляющим скачком? У столь стремительного ускорения непременно будут издержки! Опускаемся снова непосредственно на уровень низовой, то бишь конкретного хозяйства. Есть опаска, что мощный, спрессованный по времени донельзя рывок не лучшим образом отразится на экономике в разрезе «микро». Не оказалось бы полученное героическими усилиями молоко, образно выражаясь, золотым для СПК… А ведь наши затраты затем пойдут по цепочке и, в конечном счете, отразятся на цене переработанной продукции. Кто, скажите, купит молоко — у нас ли, за рубежом — которое будет… дороже нефти?!

— Те же переработчики возмущаются, когда слышат претензии сырьевиков по части низкого уровня закупочных цен. Бросают, довольно резко, в ваш огород камешек, дескать, пусть колхозники не плачутся, а займутся своим главным делом — реально дают больше молока!

 — Переработчики каждый день «съедают» нашу продукцию, получая неплохие прибыли. Сказать, что делятся с нами, значит, погрешить против истины, на мой взгляд! Да, заводчанам проще: они оперативнее модернизировали свои мощности, мы, с фермской «эволюцией», отстаем, конечно. Но не можем угнаться за переработчиками еще и потому, что у них все под крышей, а у нас — под Боженькой. Увы, тут каждый волей-неволей тянет одеяло на себя. Но мало кто сегодня рискнет утверждать, что именно аграрий, поставщик сырья надежнее других укрыт этим самым одеялом. Скорее, наоборот — продуваем всеми ветрами…

— Сейчас СПК «Нарутовичи» дает оптимальный молочный вал?

— В нынешней ситуации, при этом уровне возможностей — да, нормально доим. А вот чтобы увеличивать объемы… Боюсь, поползет следом да вверх и затратная составляющая.

— Но есть же шанс — зовется он «экстрой»! В кропотливой работе над качеством молочного сырья многие ваши коллеги видят существенный резерв для пополнения казны хозяйства…

— Не назвал бы этот источник настолько уж выигрышным — разница в цене не столь уж велика. За прошлый год 42 процента всего молочного вала СПК «Нарутовичи» пошло сортом «экстра». Еще почти 50 — высшим. Если бы этот фактор сильно обогащал, но, наверное, процент выхода «экстры» для переработчика важнее. На новой ферме практически все молоко получаем такое. Но не стоит забывать, что есть старые МТФ, где шансов иметь «экстру» нет совсем. Хотя, конечно, с качеством молочного сырья мы немало «возимся» — усердно работаем по соматике, другим аспектам. Но не все зависит и от человеческого фактора…

— Молочный фактор сильно влияет на экономику хозяйства в целом? Вот, к примеру, насколько рентабельно у вас ценное сырье?

— В прошлом году молоко получали с рентабельностью в 17 процентов. Не очень впечатляющий показатель — оптимально было бы добиться 25-ти...

— Осталось не так и много — всего-то 8 процентов?

— И все-таки сложно! Диспаритет цен буквально каждый день влияет на доходность молочного «промысла». Дорожают запчасти, ГСМ, электроэнергия… Конечно, призывать решать проблему только повышением закупочных цен — тоже не выход. Это популизм чистой воды, а нужна серьезная комплексная работа.

— Не пора ли, по-вашему, ввести в республике более свободный рынок молочного сырья? Или, наоборот, целесообразнее и дальше жестко держать в «узде» молочные потоки?

— Как производителю сырья, мне госзаказ выгоден. Нет головной боли — молоко в любом случае заберут. Это — плюс! Но насчет, по вашему выражению, более свободного молочного рынка… Мысль заманчивая! Однако, наверное, пока мы, производители, не готовы принять такие условия игры. Причина проста — упирается в ту же кадровую проблему. Сегодня хозяйствам остро не хватает специалистов-менеджеров, способных четко отслеживать ситуацию на молочном рынке, чувствовать себя там как рыба в воде. Наши уважаемые вузы, ссузы по-прежнему, как в прошлом веке, делают акцент в подготовке кадров на выпуск специалистов в «чистом» виде — агрономов, зоотехников, ветврачей. Пришла пора сделать «крен» в сторону подготовки экономически «заточенных» аграриев…

— Спасибо, Николай Григорьевич, большое за интересный разговор! Успехов!

Беседовала Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

НА СНИМКАХ: Николай ВОЙТУХОВИЧ; новая современная ферма; под «управлением» компьютера — залог успеха молочного дела в СПК «Нарутовичи» Березовского района.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter