«Сегодня информация определяет человеческое сознание, с этим нужно считаться…»

Геннадий Давыдько - о том, каким будет новое лицо Белтелерадиокомпании

Белтелерадиокомпания создаст качественный и честный медиапродукт, который будет не просто отражать государственную политику, но и активно работать на ее осуществление

Говорить равнодушно о Белтелерадиокомпании не могу. И дело не только в чувстве патриотизма. В стенах белорусского телевидения, если можно так выразиться, прошло мое детство. Когда-то сюда меня привел отец-режиссер, здесь я впервые увидела телекамеру, посетила студию, где записывались передачи, и, как участница драмкружка, который некогда работал при БТ, даже приняла участие в некоторых из них. Но, конечно же, сегодня по улице Макаенка, 9 совсем другая организация. Время изменило не только ее внешний облик, но и саму суть. О том, каким будет новое лицо Белтелерадиокомпании, рассказывает ее председатель Геннадий ДАВЫДЬКО (на снимке).

— В Белтелерадиокомпании, а это крупнейший медиахолдинг на постсоветском пространстве, работают более 2 тысяч человек. Здесь сложились свои и творческие, и товарищеские традиции, есть мудрые ветераны труда и совсем еще молодые люди, есть серьезные достижения, но и серьезные проблемы. Проблемы внутри любой медиаструктуры отражены в рейтинге эфира, тираже. Особенно сегодня беспокоит рейтинг Первого национального телеканала. Зрители слишком часто предпочитают ему другие. Например, НТВ-Беларусь – канал с жестким, мужским контентом. Вот он традиционно популярен. Беларусь-ТВ – это отдельная тема, у него 17 миллионов потенциальных зрителей и около миллиона телесмотрений в сутки. Это, в принципе, пока очень неплохо. Многим людям за границей нравится то, что мы предлагаем им в эфире, они присылают благодарственные письма из Латвии, России, Эстонии, даже из Северной Африки! Тем не менее есть поручение главы государства значительно улучшить этот канал, сделать его более современным, актуальным, смотрибельным. Есть то, что устарело по ритму, содержанию, подаче, упаковке.

А вот телеканал «Лад» находится сейчас в неплохом состоянии. Когда-то он задумывался как спортивный, культурный, семейный и одновременно образовательный. Согласитесь, эти направления подразумевают несколько разную аудиторию. И вместе с тем канал под руководством Сергея Кухто успешно развивается. На «Ладе» появился ряд сильных, интересных проектов, в числе которых «Дети нового поколения», «Реальный мир», «Белорусское времечко», «Альбарутения»… Но в последнее время «Лад» стал отбирать зрителей у Первого национального. А такого быть не должно! Значит, контент этих каналов нужно развести. Первый должен стать первым во всем – самые главные новости, самые важные политические, культурные, спортивные события, самые сильные ток-шоу. А «Лад» должен стать культурно-образовательным и развлекательным.

Думаю, пора уже появиться у нас отдельному спортивному телеканалу. Назрела, мне кажется, такая необходимость. Возможно, поначалу запустить его придется совместно с каким-нибудь российским спортивным телеканалом. У нас в стране спорту уделяется большое внимание, он популярен. И, уверен, если появится телеканал «Беларусь-спорт», он будет обречен на успех. В Белтелерадиокомпании достаточно сильная спортивная дирекция, которая очень просто может перерасти в дирекцию телеканала и сделать его ярким и нужным для нашего спорта и общества в целом. Нам есть куда развиваться и совершенствоваться. Мы стремимся создавать качественный и честный медиапродукт, который будет не просто отражать государственную политику, но и активно работать на ее осуществление. И при этом наш радио- и телеэфир обязан быть и будет интересным и полезным для зрителя и слушателя.

— Каким образом планируете завоевывать доверие и популярность? На что делать ставку?

— В первую очередь на профессионализм сотрудников компании, на мотивацию их труда. Что же касается телеэфира, будем ориентироваться на адресный охват всех зрительских категорий. То есть безадресных передач быть не должно! Что-то предназначено для семейного просмотра, что-то только для взрослых, что-то только для мужчин среднего активного возраста и так далее.

В частности, что касается Первого телеканала, будем выходить на доверительный честный разговор, абсолютно объективную и максимально оперативную подачу новостей. То есть быть первыми во всем! Если мы покупаем кино, оно должно быть лучшее, а не по остаточному принципу. Чтобы люди знали: Первый национальный канал – знак качества.

Мы должны заняться изучением досуга нашего населения, чтобы определить максимально удобное для них время просмотра тех или иных телепередач. И дать им то, что они ждут. Это должен быть интересный и полезный продукт, но ни в коем случае не нравоучение! Необходимо убрать назидательный, нравоучительный тон – это раздражает. А то, о чем мы говорим, что показываем, не должно раздражать.

Если говорить о жанрах телепередач, все придумали до нас. Нужно только удачно их использовать. Например, в ближайшее время мы планируем запустить телесериал с условным названием «Семья.онлайн». То есть в прямом эфире будет транслироваться обычный вечер из жизни обыкновенной семьи, где живут теми же делами и проблемами, что и тысячи других семей в наших городах и селах. Это будет взгляд на сегодняшнюю политическую, экономическую, духовную ситуацию глазами разных поколений, разных по характеру и желаниям, но родных людей. Ведь все мы – одна семья. Но мы разные.

Есть задумка сделать «Ток-шоу», но не от английского слова «говорить», а от слова «ток», где, если человек говорит неправду, его бьет током. Это будет общественно-политический и социальный продукт.

Собираемся сделать новые музыкально-развлекательные, общественно-политические программы, журналистские расследования, интервью. То есть пройдемся по всему спектру направлений. Нерейтинговые, блеклые и невостребованные программы должны уйти! Но в том случае, если проект социально значимый, мы будем его спасать: тратить деньги, привлекать более талантливых авторов и ведущих, чтобы сделать продукт нужным людям.

Конечно, мы также планируем и техперевооружение наших телеканалов, переход на цифровое вещание.

— Как бы мы сегодня ни старались, и газетная, и телевизионная информация все равно уступает в оперативности электронным СМИ. Можно ли утверждать, что первые себя изживают и на смену им идет всеобъемлющий Интернет?

— Я так не думаю. Если вы помните, было время, когда говорили о смерти театра, потом о кино – туда никто не ходил. То же самое сейчас происходит с газетами и телевидением. Это временное явление.

Да, есть категория молодых мужчин и женщин, которые не смотрят телевизор. Они сидят на чатах, форумах, им нравится свой собственный виртуальный образ, их будоражит свое инкогнито, прямое общение, они могут в этом пространстве реализовывать себя… Ну что ж, значит, мы, телевизионщики, должны предоставить им такую же возможность в телевизионном пространстве. Это непросто, но поэтому и интересно. Кроме того, например, человеку, который завтракает, удобнее смотреть телевизор, а не висеть в Интернете. Так же, как за рулем авто удобнее слушать радио, а не читать газету. Телевидение и радио были и будут востребованы. А в правильных ответах на вопросы «когда, кому и про что показывать и рассказывать?» таится успех медиадела. Но главное – доверие людей. Его очень трудно завоевать, и им нужно очень дорожить!

Сегодня информация определяет человеческое сознание, с этим нужно считаться. И тут у нас очень много идеологических соперников! В том числе недобросовестные интернет-СМИ, которые, манипулируя общественным сознанием, иногда наносят больше вреда, чем оружие массового поражения. Да, часто они подают событие быстрее, креативнее, заворачивая его в яркую протестную обертку. Но вот зачем? Во имя истины и справедливости? Нет. Во имя успеха своего дела и своей прибыли. Это надо понимать. Конечно, сенсацию, даже искусственную, легче продать, чем взвешенную, объективную информацию. Если в детском садике обычную кашу назвать марсианской, ее быстрее съедят. Так, к сожалению, и здесь.

Есть еще одна сторона недостоверной информации. Вспомните о развале Советского Союза. Ведь его погубило не ЦРУ, а Голливуд. Потому что когда простой человек очаровывается чужим, смоделированным по заказу враждебных политиков образом жизни, начинает больше верить другому, ставит под сомнение те духовные и родовые ценности и традиции, которыми жили его прадеды, у него возникает внутренний разлад. И он отталкивает, предает свое, а к чужому все равно не придет — чуждо оно ему.

— Щелкая пультом от телевизора, зачастую ловишь себя на мысли, что на всех телеканалах – кровь и насилие. И в новостях, и в кинофильмах. Вы упомянули, что на Первом национальном будет самое лучшее кино. Лучшее в смысле кассовых сборов, с воспитательной точки зрения?

— Дело не в том, что в каком-то фильме вы увидели кровь и насилие. Суть в духовном сопереживании, в том, вызывает его у вас та или иная новость, кинолента. Сегодня ни один мировой блокбастер не обходится без того, чтобы где-то не мелькнул пистолет – такое время. Художнику интересно поставить своего героя в крайнюю ситуацию, на грань жизни и смерти. Вот и возникают пистолеты… Раньше как-то обходились без них, и кино было великое, а сейчас… Заметьте, часто вид сбитой на дороге кошки потрясает больше, чем трагедия целого народа, поскольку это происходит рядом, в этот момент. Да и животное жалеешь иногда больше человека. Что это? Это результат тотального выхолащивания души. Много насилия на экране. Сначала человек его очень переживает, потом это чувство притупляется. Чтобы сопереживать, ему нужно уже что-то большее. Доза адреналина…

Увы, полутона уже непод-властны многим нашим телезрителям. Но их нужно возвращать, этому нужно учить. Ведь посмотрите: неспешность человеческого существования идет сегодня вразрез с клиповой рваной подачей жизни в кино, СМИ. Поэтому, чтобы достичь внутренней гармонии с матушкой-природой, человек должен время от времени вздохнуть, послушать умного человека, классическую музыку. Многие говорят, что на этом не заработаешь. Но ведь воспитательную миссию никто не отменял! Так что и мы постараемся быть очень избирательными.

— Кстати, о заработках. Возможен ли сегодня для телеканала компромисс между духовным и рейтинговым?

— Это очень сложно, поскольку потребитель диктует условия каналам. Образно говоря, если он требует мяса, ты вынужден подавать ему мясо, поскольку доводы, что овощи полезнее, не сработают: он просто будет покупать мясо не у тебя. Но если ты думаешь и заботишься о здоровье и будущем потребителя и не хочешь его терять, то ты между кусками мяса будешь класть листья салата, овощи…

И потребитель это оценит. А потом привыкнет и сам попросит меньше мяса, больше зелени. То есть тактичное воспитание потребителя, а не опускание его уровня, – вот задача уважающего себя телеканала. Конечно, без денег сегодня ничего не делается. Но попытка держать зрителя – это уже мастерство. Просто многие, не обладая им, зарабатывают на человеческих пороках. Так проще всего. Но это уже вопрос нравственности тех, кто стоит за экраном.

Вместе с тем телезритель, ратующий за отмену рекламы на ТВ, должен четко понимать: ее наличие в эфире — не прихоть канала, а необходимость. Этими деньгами оплачено кино, которое ты смотришь.

— Повышение уровня потребителя, это, пожалуй, и воспитание словом, или, иначе говоря, грамотностью. Были времена, когда слово диктора с экрана телевизора было эталоном. Сегодня многие лингвисты сетуют: почти все каналы грешат языковыми ошибками…

— Это очень больной вопрос. Прежде диктор приходил на работу с иголочки. Для того чтобы уважительно сказать «Здравствуйте!», у него должно было быть ощущение галстука и костюма. Сейчас приходят в теннисках, бейсболках, и они слышны даже в голосе. Речь изобилует дефектами. И это уже стало нормой. Ладно, когда это делает корреспондент, хуже, когда ведущий. Но, к сожалению, у нас отсутствуют школы, которые бы готовили таких специалистов, куда бы их отбирали по таким критериям, как телегеничность, сообразительность, интеллект и, конечно, способность грамотно выражать свои мысли. Мы будем в этом направлении работать. Возможно, Белорусская государственная академия искусств наберет курс телевизионных ведущих, потому что проблема есть. Планируем открывать курсы повышения квалификации в Институте журналистики БГУ.

В Белтелерадиокомпании тоже есть такие курсы, но пока от них почему-то мало толку. Разберемся с этим. Мы сегодня остро нуждаемся в мужчинах-телеведущих, старше 30—40 лет. Телеведущий сегодня — это штучный специалист. Как не может быть много скрипачей-виртуозов, талантливых актеров, так и не может быть переизбытка хороших ведущих.

Фото: архив «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter