Могилевчанин взял дрель напрокат и остался должен больше ее стоимости

Себе дороже

Сегодня строительный инструмент напрокат берут многие — дачники, владельцы домов и квартир, занятые ремонтом. Выгода в том, что бетономешалка и электропила не нужны ежедневно в хозяйстве, а стоят дорого, да и место занимают. А если взять полезное устройство в долг на день или два, много платить не придется.

pixabay.com

Так рассуждал и 27-летний могилевчанин Егор, занимающийся на свой риск ремонтом чужих домов и дач, — попросту говоря, шабашник. Вместе с приятелем Максимом он получил очередной заказ в садоводческом товариществе в Могилевском районе. Кое-какой инструмент у них был, а ударную дрель Егор оформил на себя в прокате. Аренда профессионального инструмента стоила 10 рублей в день, но с учетом скидки за три дня с него взяли 24 рубля.

Собрав сумки, шабашники отправились ремонтировать дачу. Управились даже быстрее, чем ожидали. Но, увы, как это нередко бывает, возникли проблемы…

Закончив работу, парни стали ждать заказчика. Тот долго не появлялся, затем позвонил и, сославшись на какие-то семейные обстоятельства, пообещал, что примет работу и рассчитается позже, недели через две-три. Очень недовольные парни вернулись в город. 

Егору бы первым делом отвезти дрель прокатчику, но у его приятеля Максима наклевывалась еще одна шабашка. Он уговорил Егора отдать ему дрель еще на два дня, пообещал, что, получив деньги, за прокат сам рассчитается. Если бы знал доверчивый парень, что его друг с чужим инструментом отправится на заработки аж в Россию!

Время шло, Максим все не появлялся, на телефонные звонки не отвечал, а Егора начал беспокоить арендодатель Вадим: дескать, когда принесешь дрель и окончательно рассчитаешься? Ведь брал инструмент всего на три дня, а теперь не несешь ни дрели, ни денег за просрочку. Егор вяло оправдывался, придумывал различные причины, тянул время. К счастью, не прятался, не отключал телефон и всегда был на связи. Именно поэтому Вадим терпел, не обращался в милицию.

— Хотя бы в том, что не скрывался и не прятался, арендатор поступил благоразумно, — комментирует ситуацию официальный представитель Ленинского РОВД Могилева Елена Симонова. — В противном случае не исключено, что ему пришлось бы нести ответ за мошенничество. Такое в Могилеве случалось неоднократно: жители города брали напрокат различные гаджеты (ноутбуки, игровые приставки), а потом их не возвращали, на звонки не отвечали, прятались, иногда успевали продать чужие вещи. Их разыскивали с милицией, призывали к ответу, в отношении них были возбуждены уголовные дела.

Но вернемся к нашей непростой ситуации. Клиент из Могилевского района с Егором наконец-то рассчитался, однако идти к владельцу дрели парень так и не решился, ведь самого инструмента у него все еще не было, Максим не появлялся.

Бедняга шабашник, попавший в крайне неловкое положение, отправился к отцу приятеля, сказал, что будет разыскивать дружка с милицией, потому что тот его обманул и подставил. Расстроенный родитель связался с сыном, сумел убедить его передать дрель в Могилев, что тот и сделал. Однако бывший партнер по шабашке категорически отказался делить с Егором затраты по аренде инструмента, правда, взамен отказался от своей доли за совместную работу в Могилевском районе. И неудивительно: ведь скромная сумма, полученная от пожилого дачника, и близко не покрывала накопившийся внушительный долг арендодателю.

Но больше всего Егора ­порази­ла и расстроила встреча с Вадимом. Бизнесмен предъявил ему счет в 700 рублей с учетом скидок — ведь с момента сдачи дрели в аренду прошло больше трех месяцев, вот немалая сумма и набежала. Между тем точно такой же инструмент, только абсолютно новый, можно купить за 520 рублей, причем в рассрочку. 

Егор убежден, что не может даже самая долгосрочная аренда оказаться дороже арендуемой вещи, к тому же неновой. Платить такие деньги арендатор категорически отказывается. Вернув владельцу дрель, он дал ему 300 рублей, и то считает, что это слишком много. Егор уверен: они с Вадимом в полном расчете.


У Вадима же своя правда. Бизнесмен утверждает, что, когда его арендатор пропал вместе с инструментом, он ему неоднократно предлагал такой вариант: если нет денег рассчитаться полностью, просто написать расписку о долге, но вернуть инструмент, чтобы Вадим мог сдавать его другим арендаторам и получать прибыль. Ведь это его род деятельности. О «субарендаторе» Максиме, из-за которого возникла трудноразрешимая ситуация, на тот момент прокатчик ничего не знал. Однако сегодня подчеркивает, что в договоре аренды есть пункт, категорически запрещающий клиентам передавать взятые инструменты в чужие руки. Егор его нарушил.

Предприниматель напомнил прописную истину: никогда не надо, оформив что-то на свое имя (кредитные деньги, рассрочку, лизинг, аренду), передавать материальные ценности третьим лицам. Ответственность в любом случае несет тот, кто поставил свою подпись в договоре. И вообще, ни один, даже самый успешный пункт проката не сможет работать, если клиенты не будут вовремя возвращать взятые в аренду вещи, а за просрочку станут платить придуманные суммы. С такими доводами трудно не согласиться.

Предприниматель продолжает направлять своему проблемному клиенту гневные письма под роспись с предложением о полном и окончательном расчете. Ответов не получает, уже ходил на консультацию к юристу, собирается обращаться в суд.

И все же, сколько должен Егор Вадиму? Председатель Могилевской областной организации защиты потребителей Василий Черный утверждает:

— Скорее всего, Егору придется платить за прокат дрели по полной программе, если не хочет добровольно — это заставит сделать суд, и тогда придется взять на себя еще и судебные издержки. В принципе, все зависит от того, что указано в положении о прокате, которое наверняка есть в фирме Вадима, а также от содержания договора, заключенного бизнесменом с Егором. Эти документы нужно изучить очень внимательно. Не исключено, что за несвоевременный возврат дрели предполагается еще и определенный процент неустойки, что может увеличить и без того немалую сумму долга.

Кстати, как рассказал Василий Черный, обычно в договоре проката предусматривается возможность утраты арендуемой вещи — ее пропажа, кража, порча. В этом случае предлагается возместить ее полную стоимость. Так что у Егора была возможность не прятаться, а вовремя прийти к Вадиму и сказать, что вещь утрачена, что соответствовало действительности. В этом случае убытки его ограничивались бы только стоимостью дрели. А решив вопрос с Вадимом, можно было браться за Максима.

Конечно, и теперь можно попробовать потребовать с бывшего друга хотя бы часть предъявляемой суммы, но это будет весьма проблематично. Егор отдавал чужой инструмент приятелю без расписки и свидетелей, да еще в нарушение договора о прокате. В общем, теперь пусть скажет спасибо другу за то, что тот его подставил, — в следующий раз не будет таким доверчивым.

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter