Себе и тому парню

Бизнес предлагает властям продолжать либерализацию

Несмотря на текущие трудности, бизнес предлагает властям смелее продвигаться по пути либерализации

В развитых странах принято считать, что предприниматель, сумевший создать пять новых рабочих мест, — это величайшее достояние нации. Белорусский бизнес на неуважительное отношение со стороны государства в последнее время жалуется все меньше. Тем более, что и процесс либерализации медленно, но идет. Однако уход от административных методов управления экономикой пока не привел к рыночным. Застряли где-то на полпути, с грустью шутят бизнесмены. Между тем, по их мнению, ряд заявленных рыночных преобразований требует немедленного воплощения в жизнь. Несмотря на необходимость стабилизации текущей ситуации в стране.

«Слишком медленно реализуются шаги по либерализации экономики, — считает председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Владимир Карягин. — Необходимо форсированно и быстро создавать из самых эффективных игроков рынка массовый слой собственников». Таким образом, по сути, можно решить проблему повышения эффективности экономики, которая сегодня является одной из ключевых. И эта линия, кстати, четко просматривается в президентской Директиве № 4. Однако доступ к производственной недвижимости остается крайне ограниченным, а большинство предпринимателей по-прежнему арендаторы, а не владельцы. К чему это приводит, можно увидеть на примере частного предприятия «Отменное литье», продукция которого — колокола, скульптуры, вывески — хорошо известна за пределами Беларуси.

Собственной производственной базы нет, приходится арендовать помещение на одном из госпредприятий, где недавно за неуплату были отключены электричество и газ. Заодно пострадал и арендатор. «Предприятие гонит в страну чистую валюту, заказов множество, а ситуация не решается», — недоумевает Владимир Карягин.

Беспокойство вызывает тот факт, что многие предприниматели вынуждены на неопределенный срок отложить планы по развитию производства, занимаясь спасением своего бизнеса. Директор частного предприятия Владимир Фомин, который в бизнесе уже 15 лет, рассказывает, что как раз недавно подошел к мысли инвестировать в производство: заручился поддержкой зарубежных партнеров, стал искать землю… Однако сегодня приходится думать только о том, как выполнить обязательства перед поставщиками. «Мы поставляли на белорусские заводы запчасти для различной техники, причем наши партнеры ежемесячно на условиях товарного кредита отгружали продукции на 300 тысяч долларов, — рассказывает предприниматель. — Отношения строились на доверии, и надо пытаться их сохранить, но теперь пока не до производства». О привлечении в экономику средств внутренних инвесторов говорится уже давно. Председатель МССПиР предлагает, в частности, передавать неэффективные производства в доверительное управление успешным бизнесменам. «Если он справился, создал сотни рабочих мест, поставляет на экспорт конкуренто­способную продукцию, то почему не передать ему в управление завод? — спрашивает Владимир Карягин. — И создать такой механизм, чтобы за 5—6 лет из заработанной прибыли он выкупил основные средства».

К сожалению, предприниматели сегодня наблюдают и некоторые издержки работы Таможенного союза. По их оценкам, многие экспортеры после снятия границ стали размещать огромное количество заказов на комплектующие в России и Казахстане. Между тем всем хорошо известно, что именно промежуточный импорт образовал серьезную брешь во внешнеторговом балансе. «Разве наши 9 тысяч производственных предприятий не могут выполнять такие заказы?.. Здесь есть поле для исследований для КГК, МНС, Таможенного комитета», — считает Владимир Карягин.

Оценивая положение дел на потребительском рынке, представители бизнеса пытаются определить, что они могут предпринять, чтобы последствия оказались минимальными. Как рассказал сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, разработан, в частности, план акции «Предприниматели против роста цен», основная цель которой — информировать потребителей о ценах и состоянии потребительского рынка в целом и таким образом усилить конкуренцию между игроками рынка. «Если у человека проблемы с деньгами, у него, по меньшей мере, должна быть возможность купить товар там, где он стоит дешевле», — объясняет Виктор Маргелов. Одновременно предлагается навести порядок в оптовом звене, восстановить разрушившиеся связи между импортерами, поставщиками и торговыми организациями. Дело в том, что многие компании просто «заморозили» свою деятельность, у других ассортимент товаров уже не тот: если раньше товароведу достаточно было сделать один звонок, чтобы заказать нужную позицию, то сейчас приходится обзвонить десятки поставщиков. «Чтобы усилить конкуренцию, мы предлагаем обеспечить прозрачную систему оптовых поставок, это послужит инструментом сдерживания роста цен, — поясняет предприниматель. — Мы уже подготовили серьезные программные продукты, разработали ряд других мероприятий».

В то же время цены на многие товары, которые сегодня в Беларуси оказались более низкими, чем в соседних странах, провоцируют на вывоз этих товаров из страны. С одной стороны, формируется так называемый класс «мешочников», но и сами производители сейчас крайне заинтересованы в экспортных поставках. Например, по информации Виктора Маргелова, один из производителей куриной продукции заключил контракты на весь объем производимой продукции до осени на экспорт, причем по бартерным схемам. «Должна быть прозрачность во всем: по каким ценам компании привозят продукцию, где ее можно купить, куда уходит валюта», — считает эксперт. Да, многие предприятия оказались сегодня в сложной ситуации. Но точно так же, как девальвационно-инфляционный кризис закрутился по спирали, он может быть раскручен обратно, уверены предприниматели. Главное — устранить причины, иначе любые меры будут носить декоративный характер, не приводя к нужному эффекту. Прозрачность рынка и ставка на частную инициативу — ключевые понятия, которыми оперирует сегодня бизнес.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter