Сеанс магии с разоблачением

Сериалы с Анной Шадриной
Однажды зимою, в час небывало зловещего заката, на экранах работающих телеприемников всей страны появились два гражданина. Первый был не кто иной, как Александр Артемович Адабашьян, художник, сценарист и друг Никиты Михалкова. А молодой спутник его — популярный актер больших и малых метров Владислав Борисович Галкин. Вскоре к ним присоединился народный артист СССР Олег Валерианович Басилашвили. Одет он был в темный костюм, а в руках нес трость с набалдашником в виде головы пуделя. Это телеканал «Россия» явил миру «главное кинособытие года», премьеру фильма режиссера Владимира Бортко по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Памятуя прежние попытки экранизировать «последний, закатный роман» мастера, многие ждали мистических козней сами знаете кого. Другие, более доброжелательно настроенные зрители, наоборот, надеялись на чудо. Ни того, ни другого не произошло. А просто пополнился список не самых удачных сериалов. Разумеется, объективных оценок картины по любимой книге нескольких поколений советских людей нет и быть не может. Ясно одно. Взлететь до высот прозы Булгакова никаким выразительным средствам кинематографа не удается. Не в силах целлулоид точно передать ни «странность страшного майского вечера», ни «тьмы, пришедшей со Средиземного моря», ни особенный авторский юмор, ни того, что написано между строк и называется еще атмосферой романа. Но давайте будем исходить из существующих реалий. Мы все же имеем дело со свершившимся произведением киноискусства, в котором каждый из участников сыграл роль в меру своего таланта.

Снимать классику — неблагодарнейший труд для самых отважных и амбициозных художников. Воображение каждого читателя рисует неповторимые образы. А экранная версия множит противоречия, грубо навязывая «картинку», созданную стечением разнообразных обстоятельств, к «Мастеру и Маргарите» отношения не имеющим (один актер отказался от роли, другой заболел, пришлось третьего утверждать). Потому и сериал будут обсуждать до тех пор, пока всякий желающий высказаться не озвучит личные претензии к Бортко и его актерам. Интересно было бы, кстати, услышать мнение тех, кто смотрит фильм, не прочтя романа. Если, конечно, таковые имеются. А поклонникам книги я предлагаю такую форму общения. Сегодня выскажусь я. А площадь следующей колонки предоставим под наиболее интересные суждения читателей, которых сериал так или иначе не оставил равнодушными.

В моем личном хит–параде последнее место до сего дня делили между собой Бегемот и Берлиоз. Самый обаятельный персонаж романа — демон–паж, подставляющий профиль лунному свету, — выглядит так, словно бы им пол вымыли, после чего он тяжело и продолжительно болел. К слову, мне вспоминается кот из фильма «Мэри Поппинс, до свидания!». Ведь какими малыми средствами обошлись в создании хвостатого героя! Никаких новейших технологий, а кот живой и достоверный. Что касается уважаемого Александра Адабашьяна, слишком уж бросилась в глаза разница между любительскими стараниями и работой профессионалов. Он, безусловно, личность колоритнейшая. Что, однако, не мешает ему чудовищно наигрывать. Это к месту в работе над образом незабвенного дворецкого Бэрримора из «Собаки Баскервилей» и эксцентричного официанта из «Родни». Но совсем не соотносится, на мой взгляд, с портретом председателя МАССОЛИТа.

Не особенно порадовали меж тем и титулованные драматические артисты. Коровьев у Абдулова мог бы и поярче, попротивнее быть. В грозном прокураторе Иудеи, а также в великом и ужасном мессире Воланде мы узнаем лишь двоих безобидных, довольно усталых пенсионеров. И никакие белые плащи с кровавыми подбоями не спасают.

Не знаю, кому поставить «тройку с минусом» за отступление от авторского текста — невнимательным литературным редакторам или забывчивым актерам, но отсебятина то и дело режет слух.

А вот музыка Игоря Корнелюка, напротив, свою роль отыгрывает как надо. Сегодня даже как–то странно вспомнить, что питерский композитор не только автор прекрасной музыки к «Бандитскому Петербургу», но в недавнем прошлом исполнитель дурацких песен, вроде «Билет на балет».

Из образов, созданных актерами, не раздражают, пожалуй, вихрастый Бездомный, первосвященник Каифа и товарищ Босой. К особым успехам картины я бы причислила работу Сергея Безрукова, хотя бы отчасти реабилитировавшего себя в глазах общественности после неудачи с «Есениным». Библейские глаза Иешуа не нарисованы гримерами. Они честно, не побоюсь этого слова, прожиты актером. За эти глаза ему можно все простить. Ну и выше всяких похвал, «браво» и «бис» Александру Филиппенко. С первых секунд появления в картине Азазелло, демона безводной пустыни, понятно, с кем мы имеем дело. Не знаю, как Филиппенко это делает, но картина наполняется мистическими красками, когда в кадр входит его инфернальный герой. Вот кто истинно на своем месте! Недаром актер всю жизнь тренировался играть злодеев всех мастей.

К настоящему моменту мы посмотрели полфильма. Будем надеяться, к следующей субботе позитивных впечатлений прибавится. Жду ваших откликов о главных героях — Мастере и Маргарите.

Пишите на Anna@sb.by. И благодарю за внимание.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter