Олимпиаду перенесли. Как это повлияет на белорусских спортсменов?

Сдвиг по годам

Перенос Олимпиады на 2021 год создал серьезные проблемы для спортсменов и организаторов. Разбираемся, как и на кого конкретно повлияет не имеющий прецедентов в истории олимпийский сдвиг. 

Символические часы, отсчитывавшие дни до Олимпиады, вчера, кажется, остановились...

Вопросы технические

Международный олимпийский комитет переносу Игр сопротивлялся до последнего. У главы этой организации Томаса Баха на то были серьезные причины. Отчасти имиджевые: до сих пор Олимпиады отменяли лишь из-за мировых войн. Но большей частью — финансовые и организационные. Уже сейчас перенос Олимпиады на 2021 год оценивают как минимум в 5 миллиардов долларов. И это не предел. Например, организаторам придется думать, как целый год содержать 43 пустующих олимпийских объекта. Как объяснить компаниям, уже договорившимся об аренде комплексов и задействованного под размещение пресс-центра выставочного павильона, что прежние соглашения аннулируются? Нужно придумать, что делать с дефицитом гостиничных номеров: многие отели уже забронированы на 2021 год без привязки к Олимпиаде, и просто отменить эти брони не получится. Наконец, Олимпийская деревня. Два десятка зданий по 14—18 этажей — проект коммерческий, и уже в августе, сразу после окончания Олимпиады, туда должны были вселяться выкупившие квартиры жители. Едва ли потратившие немалые деньги владельцы согласятся подождать еще год-полтора. Плюс контракты со спонсорами и телевещателями. Там также фигурируют весьма солидные суммы. Но это не единственная проблема. 

Вопросы спортивные 

Современный спорт — сложная индустрия, механизм которой отлажен и скомпонован очень плотно. Даже отмена одного крупного турнира может внести ощутимый дисбаланс. Нынче же спортивный календарь оказался полностью разрушен. В качестве дедлайна для проведения перенесенной Олимпиады Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ назвали лето 2021 года. Но реализовать планы куда сложнее, чем их озвучить. На эти же сроки, например, уже давно запланированы два топовых турнира — чемпионаты мира по легкой атлетике и плаванию. Причем пловцам предстояло соревноваться в Японии. Мировые форумы должны пройти у гимнастов и представителей еще целого ряда видов спорта. Международная ассоциация легкоатлетических федераций уже объявила о готовности подвинуть турнир, но любой чемпионат мира, проходящий до или сразу после Олимпиады, автоматически теряет не только статус, но и смысл. Хватает вопросов и с отбором. Если в игровых видах спорта можно доиграть начатые квалификационные турниры, то во многих других дисциплинах квалификацию нужно начинать заново. При этом для большинства спортсменов, включая белорусских, это может стать непростым вызовом.

В Токио, например, собирался выступить Владимир Самсонов. Ему 44 года. На момент Олимпиады будет 45, а каждый год в этом возрасте может значить очень много. 44 года в июле исполняется Ивану Тихону. Метатель молота давно не скрывает, что в секторе остается лишь ради Олимпиады. Теперь придется держать форму еще как минимум год… О планах добежать до Токио говорила марафонка Ольга Мазуренок. Традиционно Олимпиада запускает смену поколений в художественной гимнастике. Интересная ситуация в боксе, где сразу несколько наших ведущих бойцов перешли в профессионалы, и как Игры впишутся в график их боев через год, остается лишь гадать. Мощно гребли в направлении Токио байдарочники и каноисты. Теперь придется разгоняться заново, а это процесс непредсказуемый. Очень быстро меняется ситуация в прыжках на батуте. Впрочем, есть и другая сторона медали. Например, дополнительный год на подготовку наверняка придется весьма кстати спортивной молодежи. Среди тех, кто претендовал на место в белорусской олимпийской сборной, немало юных атлетов, и через год их амбиции и шансы наверняка окажутся еще серьезнее.

Что говорят?

Андрей Липницкий, исполняющий обязанности главного тренера сборной Беларуси по плаванию:

— Я убежден, что по крайней мере в плавании никто не выиграет от переноса Игр. Чтобы оценивать последствия, важно помнить, что на Игры не собираются спонтанно. Выстраивается подготовка на четыре года, работа ведется так, чтобы именно на четвертый сезон пришлись максимальные результаты. Ребята подошли к олимпийскому сезону в очень серьезной форме, были готовы претендовать на высокие места. Теперь же им придется начинать заново, пытаться нивелировать спад. Психологический аспект в этой ситуации может оказаться даже важнее, чем физическая готовность. Плюс совершенно непонятно, как быть с остальными плавательными турнирами. 

Юрий Моисевич, главный тренер по легкой атлетике:

— Неожиданностью перенос Олимпиады для нас не стал. Было понятно, что на фоне всех нынешних проблем выбор между безопасностью людей и проведением соревнований выглядел очевидным. Что же касается наших спортсменов, то для большинства из них такой перенос оказался даже на руку. Те, кто составляет костяк нашей команды, — молодые ребята и девушки. Теперь у них есть год для перезагрузки, возможность укрепиться, дозреть, заматереть. Не секрет, что предыдущие сезоны были очень непростыми. Барьеристка Эльвира Герман, например, начиная с юношеского возраста, постоянно привозила медали топовых турниров. Прыгун в высоту Максим Недосеков три года подряд, начиная с юниорского возраста, прыгает не ниже чем 2,33 метра. Постоянно держаться на таком высоком уровне без передышки крайне сложно. Должна быть перезагрузка, и теперь она у ребят появилась. Конечно, для более опытных спортсменов, таких как Иван Тихон, Алина Талай, Анастасия Мирончик-Иванова, перенос Олимпиады создаст больше проблем. Но и в их случае ситуация не выглядит катастрофической. Давайте вспомним, в каком возрасте на Олимпиадах выступала Эллина Зверева. Думаю, и наши лидеры еще смогут заявить о себе на Играх в Токио.

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter