Сдвиг по фазе

В доме сгорела бытовая техника: кто виноват?
В доме сгорела бытовая техника: кто виноват?

В половине пятого утра Тамару Хомич разбудил хлопок. Первая мысль: банка взорвалась. Муж возразил: «Какая банка, все консервы уже съели». Второй хлопок!.. Тамара бросилась в детскую — та была наполнена дымом: он валил из монитора компьютера... Бросились к другим бытовым приборам. Едкую гарь источали и телевизор, и микроволновая печь (новая, года еще нет!), и телефон — вся сложная и дорогая техника. Уже было слышно, что переполошились, забегали и соседи сверху.

Александра Пожитка из 166–й квартиры разбудил звонок Хомичей: «Спасай технику!» Александр и сам уже слышал, как в кухне трещал холодильник... Успел отключить микроволновку, бросился к телевизору, но опоздал. Горевшая лампочка режима ожидания погасла прямо на глазах... Не успел и к компьютеру: системный блок сгорел. Сгорело все, что было включено в сеть. А лампочка в прихожей, обычно неяркая, источала необычное, ослепительное сияние, как электросварка.

То же самое произошло у Татьяны Демьянович в 159–й квартире. В один миг семья осталась без музыкального центра, компьютера, микроволновки... В некоторых квартирах лопались лампочки. Чудом обошлось без пожара!

Все это произошло полмесяца назад, 30 июня. Мы посетили пострадавшие квартиры в доме № 27 по улице Лещинского в Минске вчера, 16 июля: все перечисленное не работает и сейчас. Для всех семей это (что одномоментный ремонт, что покупка новой техники) – траты неподъемные. Хотя техника крайне необходимая. У Тамары Хомич, например, сын Игорь профессионально занимается компьютерной графикой. Вместе с братом готовятся к сдаче экзаменов в ГАИ: без компьютера никак.

Что же случилось? Тут же после ночного ЧП вызвали аварийную службу. Электрик осмотрел щиток...

— Э–э, — говорит, — у вас тут, мол, нулевой провод обгорел. У вас тут все 380 вольт напряжения!..

Тамара Хомич зарегистрировала на свое имя коллективное заявление жильцов квартир №№ 158, 159, 162, 166, 167, 170, 171 173, 174... «Начальнику ЖЭСа 101 Купич И.М. от жильцов дома 27 по ул. Лещинского. Заявление. В связи с аварией, случившейся 30 июня в 4.30 утра по причине неисправности в электропроводке (горел нулевой провод), сгорели бытовые приборы в наших квартирах. Просим рассмотреть жалобу и возместить материальный ущерб».

Потом Тамара ходила в ЖЭС с соседкой, потом с мужем... Людям срочно нужна бытовая техника: как быть без холодильника, микроволновки, телевизора? Кто ее починит? Или заменит? Или оплатит?.. Им отвечали: ждите. К концу недели ответим. Прошла одна неделя и вторая. Ответа нет!

Татьяну Демьянович, как она говорит, «особенно возмутила реакция начальника ЖЭСа». Ведь если ЧП случилось на твоем участке ответственности, рассуждает женщина, ты здесь первым должен быть. Тем более что произошло оно накануне праздников. Но начальник в отпуске. И дежурной, мол, запретил его беспокоить. Когда же в среду, уже после праздников, его застали на месте, говорил он с пострадавшими на повышенных тонах...

Нам, журналистам «СБ», повезло: мы застали на месте главного инженера ЖЭСа 101 Николая Ломако. Известна ли причина аварии? Кто в ней виноват? Кто возместит людям ущерб?

Николай Ломако:

— Всем придется обращаться в суд.

— Кому люди должны предъявлять иск?

— Жильцам 158–й квартиры. Там делали ремонт. Залили нижнюю квартиру и электрощит. Даже из розеток текла вода!

Таков, как я понял, результат служебного расследования. Почему сгорел щиток, почему не сработали «автоматы», почему пострадали сразу два подъезда, Николай Ломако не ответил. Он, дескать, не электрик, может ошибиться в терминах.

Лично я, живущий в другом районе Минска и никак от данного ЧП не пострадавший, ответом не удовлетворен! Что мне теперь — беспокоиться за свою бытовую технику? Я–то, наивный, полагал, что плачу налоги и немалые деньги ЖЭСу именно за то, чтобы он обезопасил мое жилье и мою технику. В частности, от скачков напряжения. Что в моем — и любом другом доме — на этот счет есть надежная защита: блокировка, предохранители и т.д. И если защита в экстремальной ситуации не сработала в доме № 27, то где гарантия, что сработает в моем?

Может, локальное ЧП означает некий системный сбой в организации безопасности наших жилищ? Пока не услышу ответа — исчерпывающего и компетентного, — едва ли буду считать свой профессиональный долг исполненным. И пока не начались судебные разбирательства по поводу возмещения ущерба (легко представить, что в сумме он составляет многие миллионы!), позволю себе публично высказать мнение. Возложить всю ответственность за ЧП на жильцов отдельной квартиры — это называется «перевести стрелки». Свалить с больной головы на здоровую. Это несерьезно. За ЧП (действительно, происшествие чрезвычайное – без всяких натяжек) кто–то должен ответить и по должности. Хотелось бы также узнать: кто именно.

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter