Сдвиг по фасаду

Жильцы высотки в столичном микрорайоне Грушевка пятый год доказывают застройщику, что жить в новом доме нельзя...

Жильцы высотки в столичном микрорайоне Грушевка пятый год доказывают застройщику, что жить в новом доме нельзя

Этот дом вырос среди частной застройки Грушевки, как маяк среди пустыни. Вид из окон десятого этажа на округу — деревенский. Пройдет пару лет, обещают проектировщики микрорайона, и унылый сельский пейзаж сменит урбанистический во всей своей железобетонной красе. Увы, любоваться строящимися красотами новоселам некогда: пятый год они воюют с застройщиком, пытаясь защитить свои новые квартиры от холода, сырости, плесени и трещин. В конфликтной ситуации разбирался журналист «Р».

«Из трещины в квартире видна улица…»

 Улица Грушевская, 91 — тот самый адрес. Вместе с председателем товарищества «Новая Грушевка» Николаем Жалобицким поднимаемся на 10-й этаж, заходим в квартиру Виктора Алисиевича, который сразу же вводит нас в курс проблем.

 — Вытяжная вентиляция в кухне сделана с нарушением и работает, как приточная: через нее поступает холодный воздух, в итоге сырость ползет по стене от потолка до пола. Сделал подвесной потолок, — рассказывает о своих злоключениях Виктор. — Но начали отсыревать стены в детской и спальне. И как отсыревать: после дождя на полу стояли лужи. Куда я только не жаловался. В конечном счете застройщик «Лада Гарант» заявил, что срок гарантии вышел и что теперь это не его проблемы. Оказалось, виной всему не растрескавшаяся штукатурка на фасаде, а неправильная эксплуатация хозяевами детской и спальни. Ну вы слышали такое?

 

 Нормальный быт важнее бесполезных склок: Виктор Алисиевич заказал две фальшстены в проблемных комнатах, кроме того, поставил новые рамы на протекающем балконе. На все про все ушло 5 тысяч долларов. Все бы ничего, но этой осенью в детской влага и сырость «пробили» уже вторую, декоративную, стену. Теперь семья боится даже загадывать, каких еще сюрпризов можно ждать от новой квартиры.

Следующая история поджидает нас в квартире № 88. Евгений Филиппов с супругой построили в доме по Грушевской двушку. В 2006-м в несущей стене в зале появилась длиннющая — сверху донизу — трещина толщиной 3—4 мм. Вызвали застройщика.

— Ходили они, ходили, в итоге никаких работ по гарантии так за два года и не выполнили. Мол, надо делать очень большой объем работы и перекладывать всю несущую стену. Ладно, сами вызвали бригаду и закрыли нишу гипсокартоном. И что вы думаете, 2 года спустя треснула и она, — показывает мне с балкона проблемный участок стены Евгений Николаевич. — Это значит, что процесс расхождения продолжается.

Валентине Жеронкиной не повезло, пожалуй, больше других. С 2006 года она так и не может завершить ремонт и окончательно переехать в свою двушку. Вы не поверите, но через трещину в стене ее квартиры видна улица.

Время идет — дом разваливается

Председателя товарищества собственников «Новая Грушевка» не проведешь на мякине рассказами об истечении сроков гарантии. Профессиональный строитель, бывший директор стройтреста Николай Жалобицкий с ходу увидел суть проблемы.

— На данный момент из 185 квартир владельцы около 70 заявляют о тех или иных строительных дефектах. К сожалению, за два года гарантийной эксплуатации застройщик так и не удосужился устранить их. А не устранил потому, что переделывать нужно практически весь фасад десятиэтажного пятиподъездного дома. Он изначально выполнен с нарушением технологии, — говорит Николай Васильевич. — Идемте, сами все увидите.

Не нужно брать с собой специальные приборы, чтобы заметить мелкую сетку горизонтальных и вертикальных трещин на штукатурке. Они повсюду. Где-то вытянуты горизонтально, где-то повторяют рельеф кладки газосиликатных блоков. На верхнем техэтаже процесс эрозии принял устрашающие формы: в отдельных местах куски штукатурки отстали от стены и грозят вот-вот упасть с 30-метровой высоты. А внизу — пешеходная дорожка и парковка авто.

— В 2009 году владельцы 13 квартир обратились в ОО «Защита потребителя» и подали коллективный иск к застройщику СЗАО «Лада Гарант». В своей претензии жильцы требовали устранить имеющиеся недостатки, возместить убытки и выплатить им компенсацию морального вреда. 24 августа этого года после проведения судебной строительно-технической экспертизы суд Московского района Минска вынес решение: взыскать в пользу жильцов моральный ущерб в размере миллиона рублей и возместить убытки по выявленным в квартирах дефектам. Застройщика обязали устранить проблемные моменты по облицовке фасада, оштукатурить эти фрагменты заново и провести дополнительную теплоизоляцию наружных стен, — рассказывает Николай Жалобицкий. — Казалось, на этом все будет закончено раз и навсегда. Но застройщик подал на кассацию в Мингорсуд, новые слушания еще не назначены. А это значит, мы опять теряем драгоценное время, а дом продолжает разваливаться.

Председатель товарищества не скрывает: больше всего его пугает состояние техэтажа. Штукатурка уже не раз падала с верхотуры прямо перед пешеходами. Трагедий удалось избежать каким-то чудом. Пока.

Мы поднимаемся на самый верх и изнутри смотрим на сложенные из силикатных блоков стены технического этажа.

 

 — Вот видите, отсырел целый угол. А почему? Эксперты проектного института «ЦНТУС» в августе этого года дали однозначный ответ: систематическое увлажнение блоков под воздействием осадков из-за трещин и незаполненных швов кладки наружных стен. Иначе говоря, между целыми пластами силикатных блоков не положен клеевой раствор. А это грубое нарушение строительных норм, — объясняет Николай Васильевич. — Кроме того, коэффициент теплопроводности стен нашего дома ниже положенного по СНиПу: при нормативе 2,0 он составляет 1,55. Отсюда — смещенная точка росы, которая приводит к образованию сырости и колоний грибка в квартирах. И последнее: на фасаде, начиная с третьего этажа, не уложена армирующая сетка. По сути, штукатурка с третьего по десятый этаж  висит на честном слове. И к чему это приводит, вы уже видели. Не дай бог, несчастный случай — я прямиком отправлюсь в тюрьму…

«Претензии  жильцов  обоснованны…»

На все обращения, требования и жалобы Николая Жалобицкого на строительный брак   застройщик высылает письма примерно одного содержания: срок гарантии истек, вины застройщика в появлении дефектов не установлено, техническое состояние дома — забота товарищества. Письма в Мингорисполком, администрацию Московского района, Минстройархитектуры, инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством по Минску ровным счетом никакого результата не дали. Формальные ответы ясно давали понять: помощи ждать не приходится.

Именно поэтому в сентябре этого года ОО «Городское общество защиты потребителей» в интересах жильцов еще 30 квартир подало второй коллективный иск к застройщику. Требования те же, что и в первом: устранить имеющиеся недостатки и выплатить компенсацию морального ущерба в размере 2 млн. рублей. Слушания по делу пока не назначены.

— Нет ничего страшного в том, что гарантийный срок истек. По Закону «О защите прав потребителей» жильцы в течение 10 лет вправе требовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков, если они представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя. Кроме того, они могут потребовать полного возмещения убытков, — говорит Дарина Гулюта, начальник юридического отдела ОО «Городское общество защиты потребителей». — Учитывая выводы, к которым пришел институт «ЦНТУС», у жильцов дома по Грушевской, 91 есть все шансы на победу.

Интересно, что думает о сложившейся ситуации застройщик? За ответом на вопрос далеко идти не надо: офис СЗАО «Лада Гарант» находится на первом этаже указанного дома.

— Да, претензии жильцов по факту многочисленных дефектов на фасаде обоснованны. Проблема есть, но решать ее пока пытаемся только мы, — убеждена Светлана Живулько, директор СЗАО «Лада Гарант». — Даже несмотря на истекший срок гарантийного ремонта, мы дважды — в 2008-м и 2010 годах — за собственные средства ремонтировали ограждения лоджий, а также выполняли отделочные работы по устройству деформационного шва. Жильцы дома избрали судебный путь решения вопроса. Что ж, давайте дождемся заключения, узнаем виновных и затем будем говорить о путях выхода из проблемной ситуации. Со своей стороны могу сказать лишь одно: вины непосредственно застройщика в появлении дефектов фасада нет. Строительство велось в соответствии с проектной документацией, которая прошла госэкспертизу, а также техническими нормами и правилами, действовавшими в период проектирования и строительства. Поэтому СЗАО «Лада Гарант» будет выполнять на фасаде только те ремонтные работы, которые найдут отражение во вступившем в силу решении суда. Не исключаю при этом возможности подачи нами регрессных исков в адрес подрядчиков и проектировщиков.

Кто докажет вину проектировщика?

Начальник отдела капитального строительства «Лады Гарант» Олег Полячинский обратил внимание еще на один важный момент. По его словам, рекомендации экспертов о дополнительном утеплении стен с доведением их сопротивления по теплопроводности до норматива 2006 года некорректны. Ведь проект дома по Грушевской, 91 разработан в 2001-м по действовавшим тогда нормам. К слову, армирования фасада стеклосеткой выше третьего этажа тогдашний СНиП также не требовал. И домов с аналогичной штукатуркой фасада в Минске знаете сколько…

Не знаю. Поэтому обратился в инспекцию Департамента контроля и надзора за строительством по Минску. Что же это получается: допущен очевидный огрех — а как помочь попавшим в безвыходную ситуацию дольщикам, никто не знает?

— Сразу скажу, ситуация нетипична. Дом на Грушевской, 91 строился одним из первых в данной серии, проект прошел необходимую госэкспертизу. Увы, результат неутешительный… Видимо, имеет место ошибка при проектировании. Выхода здесь может быть только два: либо для поддержания деловой репутации застройщик возьмет на себя расходы по устранению дефектов, либо по факту судебного решения выставит встречные иски подрядчикам и проектировщикам, — предлагает варианты Павел Дроздов, начальник первого отдела инспекции. — Похожий случай в столице произошел на улице Тимошенко. Там построили экспериментальный дом, в котором начал осыпаться фасад. Проблему решили сообща: подрядчики и проектный институт взяли на себя расходы по ремонту. Вообще, подобные прецеденты говорят лишь об одном: Главстройэкспертизе следует более серьезно подходить к изучению и проверке нетиповых проектных решений. И второй важный момент: сегодня крайне сложно доказать вину проектировщика, его ответственность минимальна. Хотя ошибки проектирования встречаются чуть ли не в каждом втором доме…

Что в сухом остатке? Чувство незащищенности и страха. В какую дверь еще стучаться и кого просить о помощи, когда из комнаты можно высунуть линейку и помахать ею прохожим? А виноватых нет.

На снимках: трещины на фасаде — привычная для жильцов картина; если просунуть линейку дальше, ее увидят с улицы; Евгений ФИЛИППОВ: «Процесс расхождения продолжается».

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter