Сделайте красиво

О театральном сообществе

Коллега–журналистка пожаловалась. Cтоило покритиковать один из спектаклей, как ее тут же предал анафеме принципиальный главный режиссер и на следующую премьеру под разными дипломатичными предлогами не пригласил. Мол, все билеты проданы, свободных мест для тружеников умственного труда не предусмотрено. Можно было, конечно, незаметно просочиться вместе со зрительской толпой, пугая бабушек–билетерш редакционным удостоверением, но скандалить в планы коллеги не входило. Да и гордость девушке тоже надо иметь...


Над ситуацией мы посмеялись. Хотя бы потому, что коллега во многом в своей оценке была права: режиссер давно с неба звезд не хватал и зарекомендовал себя скорее крепким хозяйственником, нежели оригинальным постановщиком, изобретающим на радость всем новые миры. О схожих недоразумениях рассказал ей и я: увы, подобные случаи в практике тоже имели место. Так, вспоминая эпизод за эпизодом, пришли мы к выводу, что театральное сообщество совсем замкнулось в себе и, видимо, для того, чтобы по ночам не мучили кошмары, перестало интересоваться тем, что о нем думают другие. Если и допускает к себе каких–либо экспертов, то исключительно по избирательному принципу и только тех, кто, следуя примеру первого министра из сказки Евгения Шварца «Голый король», говорит правду «прямо, грубо, по–стариковски». Помните? «Ваше величество! Вы знаете, что я старик честный, старик прямой. Я прямо говорю правду в глаза, даже если она неприятна... Позвольте мне сказать вам прямо, грубо, по–стариковски: вы великий человек, государь! Простите мне мою разнузданность — вы великан! Светило!»


Такую «разнузданность» наши корифеи любят и всячески поддерживают. Да что корифеи — молодые артисты, режиссеры разве не любят лесть? Только вчера он вывалился из гнезда учебного заведения, волею обстоятельств получил роль Раскольникова, завалил ее, что называется, полностью, а уже принимает комплименты, потому что правды никто не скажет. Да и кому она нужна? У театра свои сроки, свой план, интересы. Так что любой роли актеры радуются, как дети.


Разве в шоу–бизнесе, живописи, классической музыке не так? Любой упрек чреват обидами. Примечательно, чем моложе звезда, тем обида крепче и самомнение выше. Это раньше ориентировались на некий канон и критерий — даже в легком эстрадном жанре были свои незыблемые законы, авторитеты, традиция, преемственность. Следуя завету куплетиста Аркадия Велюрова из «Покровских ворот», исполнители стремились рассказать, кто ты, зачем и почему. За каждым угадывалась судьба и биография, к себе они были строги, к любой критике прислушивались. Это сейчас, когда шоу–бизнес стал проходным двором с платным входом, каждый исполнитель сам для себя критерий качества. Вокруг него — компания подпевал и прихлебателей, создающих информационные волны из–за отсутствия достойных творческих поводов за счет бытовых курьезов или новостей личной жизни.


Вот типичный набор рубрики «Светская хроника»: отдохнул исполнитель где–то за границей, костюм сценический приобрел или очаровался местным вином и т.д. и т.п. А попробуете напомнить ему, что цель творчества — самоотдача, можете нажить врага на всю жизнь. Неужели звездам кажется, что удачный отпуск на жарком пляже это и есть вершина карьеры?


Не любят критики и классические музыканты, а уж о нравах и отношении к ней художников вообще ходят легенды. Получается, всем она чужая сестра.


Это очень дискомфортное чувство — знать, что есть где–то рядом тот, кто не согласен с твоей точкой зрения. Кто в любой момент может безнаказанно запустить в тебя стрелу критики.


Но зачем? Неужели только из–за «охотничьего» азарта и врожденной вредности? В самом деле, разве помогает критика сделать жизнь лучше? Только настроение от нее портится и аппетит проходит. Из–за вскользь брошенного замечания может и бессонница разыграться. Стало быть — случайных гостей на порог не пускать, чужаков игнорировать, тщательно охраняя свое драгоценное биополе и незамутненную ауру. Выслушивать только комплименты. Жизнь–мечта для любого культурного деятеля.


Правда, в таком случае не стоит обижаться, что однажды, в минуту сомнения, на заданный вопрос ответом будет только собственное эхо. Тот, кто сеет бурю, пожнет тишину.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter