О привычке жаловаться на жизнь

Сделай себя сам

Как говорил персонаж известной кинокомедии, «жить — хорошо, а хорошо жить — еще лучше». А часто ли мы задумываемся, что такое хорошо, а что такое плохо? И почему все чаще сетуем и жалуемся, мол, и то не так, и это не этак? Причем это касается как людей малообразованных, не способных к рациональному мышлению, так и образованных, обеспеченных, весьма амбициозных, а также тех, кто еще с советских времен унаследовал привычку все вокруг считать до бессмысленности неправильным. То работой недовольны, то зарплатой, то чиновниками, то соседским котом. А если и случается «радость» — к примеру, сосед машину разбил — так это ненадолго: отремонтировал, негодяй, с выгодой продал и новую купил!

Всегда, слыша подобные стоны, задаю себе один вопрос: откуда все это идет? Почему неизменно претензии не к своему высочеству, а к окружающей низменной действительности? Вот недавно мой бывший сосед, ныне сибиряк, человек состоятельный, приехал навестить родителей — и давай жаловаться: «Что у вас за чиновники? Куда ни пойди, везде отфутболивают. Бумажки им давай всякие...» Честно говоря, я был удивлен. Какой чиновник при правильной постановке вопроса рискнет создавать проблему на ровном месте? Полюбопытствовал, в чем, собственно, дело. Оказалось, сибиряк решил стариков забрать к себе, а дом переоформить на родственников. На руках тем не менее никаких документов, кроме заявления с приложением российского паспорта, не имеет, а дом записан на мать! Полчаса убеждал бывшего соседа, что чиновники правы и с такой филькиной грамотой вопрос не решить — похоже, без толку. На том и разошлись: он — в крайнем раздражении, я — в крайнем недоумении...

Буквально на следующий день встретил сына своего друга. Живет в Америке уже почти два десятка лет, приехал в отпуск отдохнуть, подлечить зубы. У нас, говорит, все гораздо дешевле. А о США я услышал от него и хорошее, и плохое. Всего понемногу. Но ни одного слова о том, что чиновники не дают жить, законы дурацкие или несправедливые (хотя из канвы рассказа это порой само собой вытекало). Больше говорил о том, что работать непросто, по уши в кредитах, затраты большие, без юриста шагу нельзя ступить. Никаких обобщений, обвинений, что кто–то мешает. Все верно — там живут по принципу «сделай себя сам». И главные претензии не к государству и чиновникам, а к себе. Учись, работай, добивайся. Не нравится здесь — ищи другую работу. Не нравится порядок в стране — граница открыта.

А к чему привыкаем в своих бесконечных сетованиях мы? Ищем справедливость и походя ругаем всех и вся? Считаем, что уровень жизни должен быть не хуже, чем в Германии, а если так не получается, то это кто угодно виноват, только не я. С другой стороны, разве зловредные чиновники, а не рабочие производят порой продукцию не того класса, а то и забивают шурупы в мебель и гайки в болты молотком? Прежде чем искать виновных извне, сначала не мешало бы научиться каждому как следует выполнять свою работу. Не опаздывать, не прогуливать, не тащить то, что плохо лежит. Как говорит мой коллега: «Вы хотите жить в Европе? Тогда перестаньте сквернословить, бросать окурки на тротуар, воровать, напиваться, мочиться в подъездах». Золотые слова. Иначе говоря, сделай себя сам хотя бы в простом и малом. И тогда у тебя будет все. И у страны в итоге тоже.

Когда–то мы строили светлое будущее. Обещалось, что материальные блага польются широким потоком и осуществится великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». И тогда всего будет много и можно будет ни в чем себе не отказывать. Ни в коей мере не хочу обидеть сторонников светлой идеи. Наоборот, в чем–то даже являюсь сочувствующим. Но, стремясь к будущему, мы в свое время, думаю, оплошали с воспитанием «нового» человека. Вот и появляются, увы, чингисханы с телефонами, которым только и подавай жизнь бурную, обеспеченную, с минимумом ответственности и максимумом прав.

Материальное изобилие — понятие, уверен, второстепенное. Не мной сказано: с ощущением полного достатка и довольством жизнью оно имеет весьма отдаленную связь. Богатые тоже жалуются на жизнь, богатые тоже плачут. Счастье измеряется не количеством денег в кармане и вещей в доме. Ведь даже по нынешним меркам человек малообеспеченный имеет сегодня и телевизор, и стиральную машину, и прочие электронные прибамбасы, которые лет 70 назад многим и не снились. Так, может, «хорошо» и «плохо» — это прежде всего критерии состояния души? И уж если быть чем–то недовольным, то только собой? Как говорится, человек мелкий ищет в жизни побольше вещей, а человек крупный — себя в этой жизни.

tankirilenko@yandex.by

Советская Белоруссия № 151 (24781). Вторник, 11 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter