Депутат Палаты представителей Людмила Нижевич: «Необходимы оптимальные законодательные решения»

Сделать выбор и нажать на кнопку бывает очень непросто

Председатель Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Людмила Нижевич: «Сделать выбор и нажать на кнопку бывает очень непросто»

Профессионального экономиста Людмилу Нижевич новичком в Парламенте точно не назовешь: она избиралась депутатом шестого созыва и работала в Постоянной комиссии по бюджету и финансам. В нынешнем, седьмом, созыве она избрана ее председателем. Мы поинтересовались у Людмилы Ивановны, как она оценивает работу Парламента и комиссии, а также планами на будущее.


— Запрос времени — эффективное законодательство, отвечающее потребностям государства, бизнеса и простого человека с четким практическим результатом. Руководствуясь именно этим посылом, депутаты шестого созыва приняли более 400 законопроектов, 135 из них — о ратификации международных договоров. Законы охватывают все сферы жизни государства и каждого человека, главное при этом — их социальная направленность. Внесены изменения в законы «О социальном обслуживании», «О пенсионном обеспечении», по вопросам защиты прав потребителей, жилищно-коммунальных услуг, питьевого водоснабжения.

Все законопроекты, которые поступали в комиссию по бюджету и финансам, грамотно отработаны. Осталось два из них, принятых в первом чтении, которыми я, в частности, сейчас занимаюсь. Это проекты законов «О валютном контроле и валютном регулировании» и «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». Первый — очень ожидаемый документ, он существенно упрощает валютные отношения в стране. У нас долгое время действовал разрешительный принцип осуществления валютных операций. Не секрет, что достаточно жесткий контроль был вызван непростой макро­экономической ситуацией и внешними экономическими шоками. Стабилизация кредитно-денежной политики, наращивание золотовалютных резервов, аккуратное исполнение обязательств по внешнему и внутреннему долгу, а также стремление Правительства к улучшению инвестиционного климата в стране создали необходимые предпосылки для поэтапной либерализации мер валютного регулирования. Справедливости ради нужно отметить, что некоторые меры по упрощению валютного контроля были приняты раньше. Например, отменили целевую покупку иностранной валюты, обязательную продажу валютной выручки и другие.

Послабления почувствовали и простые граждане. Отменено требование о регистрации банками паспортных данных физических лиц при совершении валютно-обменных операций. Сняты ограничения на открытие физическими лицами — резидентами счетов за границей. Введен регистрационный порядок совершения юридическими лицами — резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, для проведения которых ранее требовалось разрешение Нацбанка.

Новый закон должен улучшить жизнь экспортерам, так как предполагает ряд изменений порядка осуществления внешнеторговых операций. Одно из них — экспортерам и импортерам планируют разрешить использовать сроки возврата выручки согласно условиям договора. Ранее они определялись нормативными правовыми актами, и субъекты хозяйствования вынуждены были их придерживаться. То есть это документ, идущий в ногу со временем и одновременно направленный на дедолларизацию экономики.

Хотелось бы отметить четкую и качественную работу нашей комиссии. Этому во многом способствовали профессионализм и высокая квалификация сотрудников секретариата, которые работают совместно с депутатами. Радует, что и в этом созыве удалось сформировать комиссию, где мы говорим на одном языке. Это очень важно, потому что нам предстоит вернуться к вопросам корректировки Налогового кодекса. Уже проведена большая работа, но необходимо идти вперед. А для развития предпринимательства придется и дальше совершенствовать налоговую базу, и нам предстоит в этом направлении еще раз серьезно поработать. Кроме того, необходимо совершенствовать банковское законодательство, скорректировать бюджетное законодательство, законодательства в области бухгалтерского учета, аудита, развития рынка ценных бумаг и страховых услуг.

— Людмила Ивановна, что самое сложное для вас при принятии того или иного решения?

— Сделать выбор. Например, много говорилось о статье 328, снижении наказания и легализации легких наркотиков в Беларуси. Все помнят 2012—2014 годы, когда у нас распространялись синтетические наркотики — спайс, насвай и другие. От их употребления гибли десятки молодых людей. Значительно возросла наркопреступность. Безусловно, требовались резкие, жесткие меры. И стабилизировал обстановку в этом направлении в первую очередь принятый Главой государства Декрет № 6, в котором были предусмотрены комплексные меры противодействия этому злу. Они однозначно показали положительный результат, о чем говорят цифры: с 2014 по 2018 год количество наркопреступ­лений уменьшилось в полтора раза, а по несовершеннолетним — в пять раз.

Сегодня настало время некоторого смягчения наказаний в этой области. Буквально в июне 2019 года был принят закон о снижении наказания по части 2 статьи 328 — с 5 до 3 лет, по части 3 — с 8 до 6 лет. Снижение наказания нужно для того, чтобы у судов была возможность индивидуально подходить при назначении наказаний к каждому обвиняемому. Если это молодой человек, оступившийся впервые, то, возможно, к нему можно применить и условно-досрочное освобождение или отсрочку применения наказания. Если это наркоторговец, значит, ему надо дать 10—15 лет. То есть наказание всегда должно быть соразмерно содеянному. Но прежде чем внести такие изменения, депутаты встречались с матерями, дети которых отбывают наказание, посетили колонии, где видели глаза, по сути, детей, которые попали впервые по глупости. Или глаза тех, кто наживался на бедах подростков и их родителей.

И ты понимаешь, насколько это огромная человеческая проблема и одновременно необходимость жестких ограничений. Когда во время встречи в своем округе я предложила собравшимся по этой проблеме принять единое решение, разгорелась дискуссия. Поэтому депутату нажать на кнопку во время голосования бывает очень непросто. Каждый из нас несет за это ответственность. Государству и людям нужны оптимальные законодательные решения.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter