От чего зависит размер средней зарплаты и насколько она отражает реальный уровень жизни

Сделать ход рублем

Недавно на встрече с депутатами Президент, говоря о социально ориентированной политике государства, заявил о неизменности нынешнего курса. Но при этом еще раз дал понять, что сегодня вести речь о массированном увеличении зарплаты не приходится и людей надо в большей мере ориентировать на использование собственных возможностей. Ряд экспертов тут же усмотрели в этом заявлении отступление власти от ранее прозвучавших идей об увеличении средней зарплаты до 1.000 долларов. С помощью финансового аналитика BusinessForecast.by Александра Мухи “НГ” разбиралась, что же такое средняя зарплата и надо ли из этого показателя делать фетиш.

— На самом деле в мировой практике, по сути, нет такого понятия, как таргетирование средней зарплаты, то есть установление неких целевых ориентиров, которым нужно следовать. Этот механизм нам достался со времен СССР и был оправдан в 1990-х — начале 2000-х годов, когда наблюдалось серьезное ухудшение социально-экономической обстановки. Сейчас в ряде стран рассчитывают модальное и медианное значение зарплат, которые позволяют оценить, сколько зарабатывает большинство населения и где та самая золотая середина. Разницу между средней и медианной зарплатой легко понять на простом примере. Берем шесть человек. Один из них зарабатывает 1.000 долларов, остальные пять — по 400. Их средняя зарплата, рассчитанная как среднее арифметическое, составляет 500 долларов. Иными словами, один человек “вытягивает” пятерых на уровень 500 долларов. На самом деле они не имеют таких заработков, но статистика говорит, что имеют. То есть при высокой дифференциации доходов средняя зарплата позволяет камуфлировать истинное положение дел в сфере оплаты труда. Если взять те же самые 500 долларов в качестве медианной зарплаты, то расклад такой: три работника получают по 400 долларов, два — по 550 и один — 700 долларов. 

— Насколько объективно средняя зарплата отражает реальный уровень жизни в стране? 

— Тут надо учитывать два фактора. Во-первых, налогообложение. К примеру, в странах Скандинавии, в Германии, Нидерландах, славящихся довольно высоким уровнем доходов, до половины начисленной зарплаты уходит на выплату налогов. Во-вторых, покупательная способность населения при прочих равных условиях выше там, где цены ниже. К примеру, те же 500 долларов в одной стране могут значить больше, чем 1.000 долларов в другой. Мы провели мониторинг, изучив данные национальных статистических служб и МВФ, и пришли к выводу, что по уровню средней начисленной зарплаты среди государств СНГ и стран Балтии в прошлом году наша страна с 579 долларами заняла шестое место, пропустив вперед Эстонию, Латвию, Россию, Литву и Казахстан. Если же пересчитать показатели за вычетом подоходного налога и прочих платежей с учетом паритета покупательной способности (ППС), то мы оказываемся на втором месте после Эстонии. Можно, конечно, хоть завтра увеличить среднюю зарплату до 1.000 долларов, но тогда мы объективно не сможем сохранить прежний уровень цен и тарифов и нам придется по себестоимости оплачивать услуги ЖКХ, транспорта, здравоохранения, образования. То есть вопрос заключается не в номинальном целевом увеличении зарплаты, а в обеспечении приемлемого уровня покупательной способности.

— Однако в массовом сознании по-прежнему присутствуют стремление к уравниловке, привычка заглянуть в чужой карман — не дай бог сосед получает больше.

— Надо избавляться от этого пережитка, внедрять современные системы оплаты труда, мотивации персонала с тем чтобы тот, кто заинтересован в более высоком уровне оплаты и показывает по этой причине более серьезные результаты, в конечном счете мог бы зарабатывать больше. Поэтому я призвал бы не привязываться к целевому ориентиру, не обещать завтра 500 долларов, послезавтра 1.000, формируя тем самым иждивенческие ожидания, а нацеливать людей на то, чтобы они сами стремились больше зарабатывать. 

— Как соотносятся между собой рост экономики и увеличение зарплаты? К примеру, правительство в будущем году прогнозирует повышение уровня ВВП на 2—2,4 процента. Означает ли это, что настолько же вырастут и доходы граждан? 

— Если ВВП в сопоставимых ценах вырастет на 2,4 процента, думаю, примерно на столько же может подрасти реальная средняя зарплата с учетом корректировки на темпы инфляции в годовом исчислении. Искусственное стимулирование роста зарплат чревато серьезными негативными последствиями для национальной экономики и валютного рынка. Деньги должны быть заработаны, в том числе за счет повышения производительности труда.

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter