Сделан только первый шаг

Подписание 29 мая 2014 года президентами России, Беларуси и Казахстана Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), несомненно, стало главным геополитическим событием этого года и для трех союзных стран, и для всего региона.

Подписание 29 мая 2014 года президентами России, Беларуси и Казахстана Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), несомненно, стало главным геополитическим событием этого года и для трех союзных стран, и для всего региона.

Полностью соглашаясь с этим, наблюдатели в разных странах мира к данному факту относятся по-разному. Наибольшие опасения в связи с созданием ЕАЭС демонстрируют западные страны. И в США, и в Евросоюзе говорят о возрождении Советского Союза. Любые попытки интеграции на постсоветском пространстве вызывают  опасения Запада вновь столкнуться с сильным геополитическим противником, способным подвергнуть риску их доминирование.

Отличный от других  интерес к созданию ЕАЭС – у стран, не заинтересованных в монополии на глобальную власть. Большинству незападных стран было удобно развиваться во времена противостояния двух систем. У них всегда была возможность выбора: в случае давления со стороны Запада можно было примкнуть к СССР, и наоборот. Но это не означает, что большинство этих стран будет содействовать становлению ЕАЭС как конкурента Западу. Для них это попросту опасно, так как может спровоцировать недовольство США и его союзников, лишив западных  инвестиций, займов и тому подобное. А то и вовсе привести к прямой западной военной интервенции или государственному перевороту, примеров чему в последние годы было слишком много.

Несколько отличается позиция тех стран, которые сами рассчитывают на лидирующие позиции в мире. Здесь наиболее интересны позиции Китая и Индии. Экономика Китая уже сравнима с США. Именно Китай, продолжая развиваться темпами, в несколько раз превосходящими темпы развития большинства постсоветских стран, может стать в следующие десятилетия аналогом СССР для Запада. Поэтому китайцы не испытывают больших опасений из-за процессов евразийской интеграции. Для Китая ЕАЭС не конкурент, а скорее полезный партнер на данном этапе для того, чтобы совместно сдерживать попытки Запада монополизировать власть в мире. Именно поэтому Китай активно участвует в ШОС и БРИКС, вместе с Россией и другими участниками этих организаций создавая альтернативные западному доминированию политические и финансовые структуры.

Надежды Индии на геополитическое доминирование отягчены множеством внутренних проблем: достаточно большой долей населения, живущего за чертой бедности, постоянной нехваткой иностранной валюты для реализации инновационных проектов и т. д. Серьезной проблемой для Индии является и конкуренция с Китаем за региональное господство. Поэтому Индия не видит для себя угрозы в ЕАЭС, а вот возможности для кооперации в развитии интересующих страну направлений определенно будут.

Чем же является ЕАЭС для самих участников? Задачи по возрождению СССР перед ними не стоит. За прошедшие десятилетия на постсоветском пространстве произошли радикальные изменения. Изменился и мир. Сегодня каждой из стран-союзниц необходимо активно развивать рыночную экономику, включающую конкуренцию между субъектами хозяйствования, выработать эффективные механизмы по внедрению самых успешных разработок военной сферы в гражданскую, активно действовать и инвестировать на внешних рынках посредством создания базирующихся на территории ЕАЭС множества транснациональных корпораций. Всего этого не было в СССР, что и сказалось негативно на его перспективах.

Но пока таких механизмов в ЕАЭС нет. Вместо запланированной равноправной конкуренции субъектов хозяйствования на территории всего будущего интеграционного союза фактически продолжится конкуренция национальных экономик. Так, у российских и казахстанских субъектов хозяйствования заведомо будет дешевле газ и электроэнергия в силу огромных запасов природных ресурсов и мощностей по их переработке. Попытка Беларуси добиться равных условий по этим аспектам полным успехом не увенчалась. Несмотря на резкое снижение цен на российский газ по договору 2011 года, он все равно обходится белорусским предприятиям значительно дороже, чем российским. А поскольку основные генерирующие мощности в Беларуси производят электроэнергию из газа, существенно дороже и электричество. А это важные факторы для инвестора при выборе площадки для вложения своих средств.

Несмотря на то что в Астане 29 мая велась речь о согласовании политик в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве и транспорте, они все же остаются национальными. Соответственно не будет в ближайшие годы создано единых механизмов по финансированию общих экспортно ориентированных проектов, созданию десятков совместных  транснациональных корпораций, общих фондов по спонсированию внедрения инноваций в промышленное производство и аграрную сферу.

Поэтому  предстоит еще достаточно серьезная и планомерная работа в течение многих лет, чтобы ЕАЭС стал источником инноваций и успеха для населения входящих в него стран.

Сергей КИЗИМА,
доктор политических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter