Что нужно, чтобы стартапов становилось больше

Сдаться без сбоя

К статусу стартап-нации сегодня стремятся многие страны. Яркий пример государства, где этого сумели достичь, — Израиль. Территория — в 10 раз меньше, чем у нас, численность населения — та же. В прошлом году местные проекты привлекли инвестиции более чем на 6 млрд долларов. Ежегодно здесь продается около 100 проектов. У нас — в десятки раз меньше. Почему?

bindopos.com

Громкие новости лета. Белорусский старт­ап PandaDoc привлек 10 миллионов долларов инвестиций во втором раунде. Компания из ПВТ Clevetura, разрабатывающая интуитивную клавиатуру, начала сотрудничество с мировым брендом Prestigio. Неплохая иллюстрация к тому, чего удалось достичь за 10 лет развития стартап-движения у нас в стране. В 2009 году одно лишь слово стартап редко попадало на страницы СМИ, вспоминает директор центра «Стартап технологии» Алексей Шабловский:

— Наши ИТ-разработчики считаются одними из лучших в мире. И хотя страна небольшая, проекты из Беларуси заметны. Но не все так уж безоблачно. Например, безудержный рост зарплат в ИТ-отрасли несколько замедляет процесс возникновения новых стартапов. У сотрудников всегда есть выбор: идти на высокую зарплату в стабильную компанию или рискнуть, создать старт­ап и с вероятностью 95—98% потерпеть неудачу, потерять время и деньги. Согласитесь, выбор не сложный. Это приводит к дефициту самозанятых стартаперов, которые на свой страх и риск создают новые бизнесы с потенциалом взрывного роста.

Взращивать стартапы — это к вопросу раскрепощения деловой инициативы. Нужен стимул, поддержка, сообщество. В том же Израиле сегодня работает около 200 акселераторов — учреждений, где помогают ускорить развитие проекта. За деньгами дело тоже не стоит: есть множество венчурных фондов, бизнес-ангелов (частные инвесторы, вкладывающиеся в проект на ранней стадии небольшими суммами).

У нас пока только одно сообщество бизнес-ангелов. Впрочем, если в первую аналогичную структуру, которая уже прекратила свое существование, входило чуть более 10 инвесторов, то в нынешнюю — около 70.

Нужно ли больше? За интересными старт­апами пока приходится поохотиться, хотя количество стартап-мероприятий, где люди могут показать свои проекты, растет быстрыми темпами. За последние 7 лет таких ивентов стало больше примерно в пять раз: если в 2012 году их было 162 с 8,1 тысячи участников, то в ­2018-м — уже 792 и 40 000 соответственно. Статистику ведет Министерство экономики: с 2012 года здесь регулярно формируют план проведения стартап-мероприятий на год. К слову, государство поддерживает организаторов: деньги из бюджета могут выделить исполкомы. Но на такую помощь могут претендовать лишь те структуры, которые относятся к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса. Дмитрий Крупский, начальник управления инновационной деятельности Министерства экономики, говорит:

— Для областных центров стартап-мероприятия — это уже рутина, для городов областного подчинения это пока событие. Но можно говорить, что все крупные и средние города охвачены стартап-движением.

Насколько эффективно — другой вопрос. Алексей Шабловский убежден — те мероприятия, которые сейчас проводятся в регионах, слишком низкого уровня, чтобы принести реальный результат:

— Люди без подготовки выходят выступать, декларируют идею, которая никем не проверена. Были случаи, когда на подобном мероприятии проектам предлагали инвестиции, но ребята от денег отказались, откровенно заявив, что проект делать и не собирались. Зачем тогда выступали?

Потенциал в регионах, тем временем, есть. Перспективный белорусский проект LabМap родом из Гродно. В конце мая он одержал победу в конкурсе стартапов Minsk Invest Weekend. Сервис помогает людям расшифровывать в режиме онлайн лабораторные показатели. Его основатель, 30-летний Максим Кажина, до этого проекта к ИТ не имел никакого отношения. Зато в бизнесе он уже пять лет: у него частный медицинский центр, который начинался с двух человек — Максима и его мамы медика, а теперь здесь работает 30 сотрудников. Максим говорит:

— Я давно задумывался о том, чтобы автоматизировать процесс приема результатов анализов. Проблема была не в оцифровке, а в диагностике. Познакомился с врачом лабораторной диагностики, обсудили проект. Едва ли не за ночь сделали прототип. Затем уже разработали свой сайт, месяц назад запустили личный кабинет.

Проекту около года, стартап приносит деньги едва ли не с первого дня существования. Сейчас поступает в среднем по 300 заказов в месяц, в личном кабинете зарегистрировано более 2 тысяч человек, и аудитория растет.

Но подобные истории встречаются нечасто, а если и случаются, не всегда получают должную огласку. Максим говорит:

— Я побывал на одном из стартап-мероприятий в Гродно. Пришел, послушал и понял, что уровень никакой: очевидно, что опыта в бизнесе у людей нет.

То, что проблемы есть, подтверждают и в Министерстве экономики. Дмитрий Крупский приводит цифры: если в 2012 году было всего 8 структур-организаторов стартап-мероприятий, то сейчас их уже 52. Причем заметен прирост из числа учреждений обра­зования — от вузов до ПТУ, также сильно пред­ставлены территориальные комитеты БРСМ:

— Надо прямо признать: с ростом масштабов стартап-движения теряется качество. В регионах зачастую проводят мероприятия для проформы, без привлечения  экспертов-практиков и потенциальных инвесторов: просто собираются преподаватели  и студенты и рассказывают друг другу о «понарошковых» проектах… Если на уровне Минска на такое мероприятие никто не пришел бы, то в регионах это «вещь в себе». А ведь суть таких мероприятий в том, чтобы свести инициаторов стартапов с инвесторами и экспертами, помочь стартаперам найти менторов и деловых партнеров.

Как изменить ситуацию? В Минэкономики считают, что идти следует по пути разработки критериев в отношении формата организации и проведения стартап-мероприятий, рассказывает Дмитрий Крупский:

— Но это перспектива одного-двух лет. Несмотря на определенные вопросы к нынешним мероприятиям, следует признать и то, что одна из целей все же ­достигается. Если молодой человек как участник или слушатель впечатлился происходящим, говоря образно, состоялась его «встреча с чудом», он, с высокой степенью вероятности, будет заниматься бизнесом.

Еще один важный момент: участие в развитии экосистемы тех, кто уже успел добить­ся успеха. Конкретный пример: в ­прошлом году в стране был открыт фонд Bulba Ventures. Среди соучредителей — Юрий Мельничек, на счету которого участие в двух успешных проектах: MapsMe, проданный Mail.ru, и AIMatter, который в 2017 году приобрела корпорация Google. В этом году фонд проинвестировал три проекта: Friendly Data, Rocket Body и Wannaby.

В регионах начать можно хотя бы с того, чтобы делиться опытом с будущими старт­аперами. Максим Кажина именно так и собирается поступить:

— Недавно я сам позвонил в стартап-школу, на чьем мероприятии присутствовал. Предложил выступить в качестве спикера. Там идею поддержали.

Стартап-движение, как и в принципе предпринимательство, — не та сфера, где стоит надеяться на помощь извне. Строительство стартап-нации — в руках каждого. Ведь если суть государственной поддержки — создать условия, в которых бизнесу будет комфортно развиваться, остальное — частная инициатива. Но когда она проявляется, выгоду получают все.

ИНТЕРЕСНЫЕ БЕЛОРУССКИЕ ПРОЕКТЫ

Banuba. Компания создает платформу, которая позволит разработчикам приложений легко встраивать AR-возможности (фильтры и эмодзи, распознавание лиц, отслеживание движений) в собственные продукты. Привлекла 12 млн долларов от фондов VP Capital и Larnabel Enterprises.

Flo. Мобильное приложение, которое выполняет роль женского календаря и работает на основе искусственного интеллекта. По состоянию на конец прошлого года программу скачали 70 млн раз, число активных пользователей — 25 млн. Совокупный размер привлеченных инвестиций — 20,5 млн долларов.

OneSoil. Это картографический сервис для точного земледелия: с помощью алгоритмов машинного обучения программа анализирует спутниковые снимки и распознает границы полей, типы культур, а также избыток или недостаток удобрений. Компания привлекла 500 000 долларов от инвесторов.

Wannaby. Компания разрабатывает технологию дополненной реальности для электронной торговли. Уже есть приложения для примерки кроссовок и лака для ногтей. К слову, на днях стало известно, что технологию стартапа в своем приложении начал использовать модный дом Gucci. Инвестиции в компанию — 2 млн долларов, их вложила белорусская инвесткомпания Bulba Ventures.

gavrusheva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter