Почему в счет оплаты за вторсырье кооператоры предлагают имеющийся в магазинах товар или подождать денег

Сдача лома в два приема

Леонид Головинчик из деревни Гущино Узденского района обратился в «Сельскую газету» с вопросом, волнующим немало сельчан: как сдать вторсырье в райцентре и своевременно получить за него деньги:

 — У меня собралось некоторое количество металлолома, и я поинтересовался у заготовителей райпо ценой и условиями приема. Оказалось, расчета надо ждать неопределенное время или приобрести в магазине «Будаўнік» в счет оплаты имеющийся там товар. Но мне не нужна краска, цемент или обои, хотелось бы получить наличные. Тогда, говорят, езжай в Дзержинск сдавать, а это 40 километров. Наша заготконтора вроде и работает, а толку мало, потому что не хватает оборотных средств. Магазины местные передали Дзержинскому райпо, пусть бы к ним присоединили и заготовителей. Может, тогда бы наладились заготовки, как были прежде — деньги получали, как говорится, не отходя от кассы.



Как на самом деле обстоят дела с приемкой вторсырья, корреспондент «СГ» конечно же изучала на месте.

Выйдя из маршрутки в Узде, все-таки пришлось узнавать, как добраться до заготпункта, у прохожих. Как ни странно, местные жители в маленьком городе вообще не знали, что это за организация такая и где расположена — видно, туда заглядывает лишь определенный контингент. И только когда объяснила, что там принимают макулатуру и металлолом, торговец на мини-рынке показал путь. Старые ржавые ванны, тазики, раковины, трубы, батареи и другие железяки на площадке за сетчатой оградой, видневшиеся вдали, убедили, что двигаюсь в правильном направлении. Рядом огромная территория торговой базы райпо со складами, производственными, административными помещениями и… тишина. За время пока искала заготовителей, хоть бы одна машина подъехала с утилем! В одном из складов послышались голоса — три работника обсуждали свои проблемы. Одну «подкинула» я: «Почему за металлолом денег не отдаете?» Тот, что помоложе, показал на аккуратные тюки с бумагой: «У меня с макулатурой все в порядке. Сдают организации, получают по перечислению. За другими комментариями обращайтесь к Галине Николаевне Ломако, нашему начальнику».

В поисках кабинета начальника отдела заготовок «прочесала» всю территорию базы. На дверях с табличками, указывающими на бывшие службы, замки. Еще недавно здесь работал колбасный цех, хранились зимние запасы овощей и фруктов, грузились машины. Вот вывеска «Строительный отдел», вот схема расположения объектов и границ земельного участка, где указаны и столярная, и бондарная, и погреб, и склады РЗК — надо полагать, райзаготконторы. А теперь, наверное, только сторож обходит дозором это хозяйство. Пока абсолютного запустения нет, видно, что все охраняется, но ведь и отдачи от недвижимого имущества и находящегося за стенами оборудования тоже нет.



Галина Николаевна удивилась жалобе: «Нам претензий никто не высказывал. Да, пока из-за трудного финансового положения деньги отдаем не сразу. Раньше, когда у нас были магазины, с наличкой проблем не было. Стараемся людям объяснять, почему не можем на месте произвести расчет, и они входят в положение».

Когда-то в Узду привозили металлолом из Слуцкого, Солигорского, Копыльского районов. Теперь из-за перебоев в оплате за вторсырье люди находят другие каналы сбыта.

С мая в районном потребительском обществе проходит реорганизация, проинформировала исполняющая обязанности председателя Наталья Черноус:

— В связи с тем, что мы не могли насытить розничную сеть торговой массой, не могли удержать даже молоко, магазины, а также объекты общепита передали в аренду Дзержинскому райпо. Нам остались только заготовки, кафе «Лотос», чтобы можно было готовить обеды для сельхозорганизаций, магазин «Будаўнік», универмаг и лавка на дому в деревне Буковичи. Поэтому такая непростая ситуация с оплатой за металлолом, но она постепенно стабилизируется. Если раньше у меня стол был завален неоплаченными квитанциями, то сейчас вот всего лишь две. Когда в кассу поступают деньги только от аренды, и это не те суммы, которые необходимы, перебои, к сожалению, есть. Но мы стараемся. Оставляю людям номер личного мобильного телефона, чтобы человек зря не ехал и смог поинтересоваться, когда можно обратиться за деньгами. Даже когда квитанция на 400—500 рублей, отдаем частями — по 100 рублей. Не в наших интересах людей не рассчитывать, нам очень жалко потерять заготовки, но пока что-либо сделать не можем.



Наталья Александровна приводит примеры, когда сдатчики, предварительно выбрав товар в сохранившихся узденских магазинах, сдают на эту сумму вторсырье. Однажды один из них привез отходов всего-то на 80 рублей. Но и таких денег в кассе не было. Чтобы не мотаться туда-сюда, он сразу поехал в Буковичи и купил бутылку рома, предъявив квитанцию.

Сдача в аренду торговых объектов — мера вынужденная и временная, чтобы сохранить розничную сеть. На такой шаг пошли и в других районах — Борисовском, Смолевичском. Договоры заключены на три года, за это время предполагается оздоровить экономику — то есть расчистить счета, отдать предыдущие долги. Позиция вышестоящих структур — оставить райпо как юрлицо. В Узде осталось 16 работников кооперации, из них 3 заготовителя, и еще немногим более 60 рабочих хлебозавода. «Вы не представляете, как обидно за состояние организации, где проработала более десяти лет», — Наталья Александровна тоже против полной ликвидации райпо.

Отрасль заготовок всегда была выгодна, с нее, по сути, и начиналась торгово-производственная империя кооперации, долгие годы занимающая большую часть потребительского рынка на местах. Сейчас на нее возлагаются надежды в Узденском районе по возрождению всей отрасли. Но хватит ли ресурса и застарелые долги погасить, и с людьми рассчитываться? Для этого надо раскрутить объемы, всеми силами увеличивать заготовку лома. Посмотрите, на что идут частники в Минске, — интернет пестрит объявлениями: «Приедем, заберем ванну, старые батареи, поможем демонтировать, оказываем услуги по резке металла». Принимают от 25 до 32 рублей за килограмм. «У нас тоже есть разъездной заготовитель, — сообщила Галина Ломако. — Позвони, всегда приедет, чтобы не потерять клиентов».

Заметим, закупка лома черных и цветных металлов относится к видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию. И заниматься этим имеют право только юридические лица. Лицензии выдает Министерство промышленности. На территории Узденского района такое разрешение есть только у райпо. Забери заготовку у кооператоров, и район не выполнит госзаказ по приему вторсырья, которое доводится по всем его видам. У райпо план — 330 тонн макулатуры, 139,5 тонны стеклобоя, 1600 тонн черного металла и 35 тонн цветного. Если первые две позиции заготавливает еще и Узденское ЖКХ, которому увеличили объемы, то вторичный металл — лишь райпо. Заготовительные организации «Белкоопсоюза» оборудованы всем необходимым для учета и безопасного временного хранения лома на своих территориях в соответствии с санитарными требованиями. Но планы, вероятно, останутся на бумаге. Как раз в самый сезон проходили пертурбации, денег на расчеты не было, и площадка за сетчатым ограждением в Узде стояла полупустая.

А вот по сдаче даров леса, сада и огорода для сельчан ничего не изменилось. По-прежнему они могут нести наполненные ведра и ящики в местные магазины, только заплатит им Дзержинское райпо, которое арендует торговые объекты.

Сдатчикам вторсырья в Молодечненском районе тоже предлагают отовариться в счет оплаты. Несмотря на то что торговая сеть не в аренде у другой фирмы. К примеру, в Красном пункт приема рядом с магазином «Удобный», туда и посылают погасить долг. Но некоторые товары в райпо дороже, чем у других продавцов. Что тоже невыгодно людям. Не приведет ли такая политика к сокращению заготовок, а соответственно и прибыли?

В ТЕМУ

В отличие от других видов вторсырья, металл можно перерабатывать бессчетное количество раз, и он не потеряет своих свойств. Черные и цветные металлы при грамотной очистке и переплавке приобретают свойства первичного сырья, поэтому успешно используются в промышленности.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Любой гражданин имеет право привезти металлолом из собственного двора в заготовительный пункт и получить за это деньги. Ограничений по весу нет. Но надо иметь в виду, что сбор и заготовка промышленного лома физическим лицам запрещены. Металлические отходы, которые образуются в процессе работы предприятий, сдают в пункты приема сами предприятия. Сбор металлолома по свалкам, неиспользуемым зданиям, промышленным объектам и даже по соседям для сдачи в пункты приема трактуется как незаконная предпринимательская деятельность.

 klimovich@sb.by

 Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter