«Считать не сколько посадили, а сколько вырастили и продали»

Обозреватель «СГ» беседует с замминистра сельского хозяйства и продовольствия по экономике Людмилой НИЖЕВИЧ
До 9 процентов ВВП страны создается сегодня нашими аграриями. Экспорт сельхозпродукции и продовольствия уже много лет является надежным источником поступления валютной выручки. Но наряду с успехами АПК остается одна болезненная проблема — экономическая эффективность. Убытки у трети сельхозпредприятий — это сигнал агроменеджменту, это температура. И у многих наших предприятий она повышена. Об этом дискутировали делегаты-аграрии на пятом Всенародном вече. Об этом обозреватель «СГ» беседует с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия по экономике Людмилой НИЖЕВИЧ.



— Людмила Ивановна, страна за пятилетку должна увеличить производство сельхозпродукции в 2,8 раза к уровню 2011 года. Планируется повысить производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий больше чем на 9 процентов, животноводства — на 18,3 к уровню 2015-го. Насколько это реально?

— Абсолютно реально, потому что производственная программа версталась исходя из наших возможностей. В том, что мы можем прилично добавить, нет никаких сомнений.  И чтобы лучше понять, чем мы сегодня располагаем, что за сравнительно небольшой период времени сделано, давайте вернемся немного назад. Вспомним, как на первом  Всебелорусском  народном собрании в 1996 году делегаты  с болью и озабоченностью говорили  о том, что страна находилась фактически на грани коллапса и падала по всем параметрам. Никто толком  не знал тогда, что делать с флагманами промышленности, как поднимать село. Ни о каких экономических высотах и рекордах и речи не шло. Стояла конкретная практическая задача: удержать страну, не заморозить предприятия, не допустить голода, сохранить трудовые коллективы. К 2000 году были существенно  потеряны достигнутые в рамках СССР позиции, уровень производства сельхозпродукции к 1991 году составлял примерно 50 процентов, изношенность технических средств превышала 70 процентов.  Но если, например, первая программа ставила задачу накормить страну, то вторая уже ориентировала сельское хозяйство на экспорт продовольствия. Сейчас в это с трудом верится, но в 2002 году экспорт сельхозпродукции составлял всего 234 миллиона долларов. Сегодня счет идет уже на миллиарды. Кто, скажите, мог тогда подумать, что урожайность  в 35  центнеров станет для  нас обыденной. А некоторые хозяйства,  к немалому удивлению кубанских хлеборобов, получают и сотню центнеров на круг. 

Именно поступательная и целенаправленная работа по укреплению производственного потенциала, постоянное внимание к аграрной отрасли Главы государства позволили в 2015 году увеличить объем производства продукции в сельхозорганизациях к уровню 2001-го в 1,7 раза, а экспорт сельхозпродукции и продуктов питания — в 6,7 раза и довести его до  4,4 миллиарда долларов. Его удельный вес составил 16,6 процента в объеме экспорта республики. Таким образом, за короткие 15 лет нашей стране удалось сделать то, на что у других уходят десятилетия.

— Тем не менее в прошлом году продукции мы экспортировали больше, а выручки получили меньше, что сказалось и на пополнении государственной казны, и на экономике наших экспортеров. 

— Тому были действительно объективные причины. Основные — падение экспортных цен на мировом рынке, в том числе на российском, и девальвация российского рубля.

Напомню, снижение средних экспортных цен на молочную продукцию в 2015 году по сравнению с уровнем 2014-го составило в среднем около 35 процентов. При этом темп роста поставок на экспорт организаций Минсельхозпрода в физическом объеме вырос: животного масла — на 127,6 процента, сыров — на 104,8, сухого обезжиренного молока — на 131, сухого цельного молока — на 128,4, сухой сыворотки — на 132,6 процента. Причем отгрузка товаров на экспорт идет с положительной рентабельностью. 

— Вряд ли ситуация на мировых рынках, в том числе и на российском, в ближайшую пару-тройку лет существенно изменится. Конечно, экспортные цены в постоянном движении, но, скажем, спрогнозировать их рост процентов на 30 было бы слишком оптимистично. Тем не менее к 2020 году нам предстоит довести объемы экспорта сельхозпродукции до 7,5 миллиарда долларов. Как?

— Нужны диверсификация, расширение географии экспорта. В последние годы  эта работа по регионам продвигалась преимущественно за счет поставок на новые рынки сухого молока и казеина. Есть и результаты. Поставки сухого обезжиренного молока в 2015 году шли в 11 стран против четырех в 2014-м, сухого цельного молока — в семь против шести, казеина — в восемь против семи. Животного масла экспортировано на уровне 2014 года — в 9 стран, сыра и творога также на уровне 2014-го — в 13 стран. Таких результатов удается достичь за счет прямых оптовых поставок по долгосрочным внешнеторговым контрактам. В то же время активно используется торговля на бирже и международных аукционах, продвигается продукция через собственные магазины товаропроводящей сети в Российской Федерации, предприятия участвуют на постоянной основе в выставках и ярмарках за рубежом.

Наши экспортеры стремятся по возможности найти свои ниши в странах дальней дуги. Но конкуренция на внешних рынках дальнего зарубежья еще больше обострилась после введения Россией в августе 2014 года эмбарго на импорт продовольствия из ЕС и других стран. Основные экспортеры из Евросоюза перенаправили свои потоки молочных продуктов в Азию, Африку, увеличили присутствие в Северной Америке. Вторым событием, которое поспособствовало усилению конкуренции на дальних рынках, стала отмена квот на производство продукции в ЕС с 1 апреля 2015 года. Теперь тамошние фермеры могут без ограничений наращивать объемы производства молока. Перенасыщение мирового рынка и привело, кстати,  к падению экспортных цен на молокопродукты.

Следует заметить, что наша молочная отрасль на месте не стоит. Пять предприятий аттестованы на поставки в ЕС, работа в этом направлении продолжается.

Для освоения новых рынков сбыта на Ближнем Востоке многие предприятия прошли аттестацию по сертификатам HALAL и KOSHER, аттестованы на поставку молочной продукции на азиатский рынок, идет работа по расширению ассортимента молочной продукции для поставок в Китай.

— Людмила Ивановна, сегодня многие понимают: надо производить недорогую качественную, а значит, и конкурентоспособную продукцию. И здесь, думается, без льготных кредитов и поддержки государства все-таки никак. Это подтверждает опыт ведущих мировых стран. Но у нас банковские проценты забирают практически четверть выручки хозяйств. На что рассчитывать сельчанам?

— Согласно Программе социально-экономического развития, основная цель денежно-кредитной политики на текущую пятилетку — снижение уровня инфляции к концу 2020 года до 5 процентов. Для экономики это макростабильность, для предприятий — доступные кредиты, для каждого гражданина — прекращение роста цен. Ставка рефинансирования станет базовым инструментом регулирования уровня процентных ставок в экономике. По итогам 2017 года их уровень по новым кредитам в национальной валюте прогнозируется в размере 17—18 процентов. К концу 2018 года он должен составить 14—15 процентов годовых, 2019-го — 11—12, 2020-го — 9—11.

Аграрный бизнес может быть высокоприбыльным, если эффективно использовать землю. Надо считать не сколько посеяли, а сколько вырастили и продали. Экономическая эффективность и опора на собственные силы — два главных вектора развития. Проблема у нас, по сути, одна — повышение эффективности сельхозпроизводства. Сегодня создана серьезная материальная база, на которой реально можно и нужно совершенствовать технологии производства. Практика показывает: там, где соблюдают технологии, есть экономика. Другими словами, как организуешь, то и получишь. 

За этим  технологическая дисциплина, максимальная  окупаемость  затрат, повышение качества и конкурентоспособности — словом, целый комплекс мероприятий, который должен за пять лет позволить увеличить производительность труда в сельском хозяйстве в 1,4 раза к уровню 2015 года, создать дополнительно не менее 3,5 тысячи рабочих мест в сфере малого агробизнеса. 

И особо по этому поводу замечу. Думать, что нам кто-то даст денег и мы за счет этого подымем свою экономику, по меньшей мере наивно. Все должны  сделать мы сами и своими руками. При этом четко понимая, что никому не нужна урожайность ради урожайности, надои  ради надоев. Нужно учиться просчитывать каждое звено сельхозпроизводства до копейки. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter