Считалка для бобра

Почему зверек все дальше уходит от рек?

Почему зверек все дальше уходит от рек?

Последняя перепись бобров в Беларуси дала неожиданные результаты: учтено более 46 тысяч этих грызунов. В прошлом остались времена, когда трудолюбивого зверька практически всего истребили в результате бездумно-варварской хозяйственной деятельности человека. Между тем у специалистов-охотоведов имеются сомнения относительно точности приведенной цифры.

Не исключено, что она завышена, хотя и неумышленно. Ведь бобр — животное скрытное и в определенной степени неразгаданное, своим поведением продолжает удивлять как охотников, так и ученых.

— Видовое название бобра — бобр речной. Однако в последние десятилетия зверек удаляется от рек все дальше. Сейчас его точнее было бы назвать «канавно-овражным», — считает научный сотрудник сектора охотоведения и ресурсов охотничьей фауны Института зоологии Национальной академии наук Беларуси Евгений Востоков. — Такие изменения в среде обитания связаны прежде всего с теплыми зимами, преобладающими в последние годы. После обильных зимних паводков в поймах крупных рек, особенно Припяти, затопленные норы и бобровые хатки начинают промерзать. В поисках высоких мест, где бобры могли бы переждать неблагоприятный период, они вынуждены перемещаться и в большинстве своем погибают. Известны зимы, когда полешуки массово охотились с вилами на обездоленных зверьков. Сказывается на среде обитания бобров также сезонное регулирование уровня воды в реках посредством плотин водохранилищ. Маленькие ручьи в оврагах гораздо меньше подвержены подобным катаклизмам, и поэтому их все чаще заселяют бобры.

Охотно выбирают бобры и заброшенные мелиоративные канавы, обильно заросших древесно-кустарниковой растительностью. Обосновавшись на новых участках с богатой кормовой базой, животные постепенно заболачивают их, приводят в состояние, в котором они находились до мелиорации. На территории санатория «Сосновый Бор» под Заславлем бобры превратили большую часть молодых насаждений гидропарка в обрубки, перегородили шлюз на обводном канале. Для его расчистки пришлось прибегать к помощи водолазов. Заселили грызуны и небольшую овражистую речушку, приток Друти, в Тетеринском охотхозяйстве Круглянского района. Еще два года назад там жили три бобровые семьи, а по последним учетным данным, сейчас их — десять.

— Учет охотничьей фауны — самый сложный элемент охотхозяйственной деятельности, поэтому здесь могут иметь место и приписки, и недоучеты. Особенно это касается бобров, приспосабливающихся к различным местам обитания вследствие хозяйственной деятельности человека, — рассказывает охотовед Евгений Востоков. — Сейчас бобровые поселения можно встретить даже в лесных угодьях, где животные существуют только благодаря своей строительной деятельности. Одна бобровая семья зачастую сооружает целый каскад плотин на расстоянии до километра и более, поднимая таким образом уровень воды до 7 метров, чтобы создать себе необходимое для жизни водное пространство. А неопытные учетчики, не зная таких особенностей, могут пересчитывать бобров, как и прежде, умножая количество действующих плотин на среднюю численность семьи (обычно 4 головы), получая при этом неточную статистику.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter