Счетчик «видит» все

11 февраля «БН» рассказала о том, что, согласно постановлению Совета Министров № 138 от 2 февраля 2011 года, услуги ЖКХ для белорусов подорожали примерно на пять долларов в эквиваленте. И, очевидно, сельчанам тоже приходится пересматривать расходно-коммунальную часть семейных бюджетов. А тут еще зима напоследок решила «куснуть»: неслабые морозы продлятся до середины третьей декады февраля. Не «укусят» ли потом жировки?

В «лютые» морозы сельчане озабочены тем, сколько придется платить в марте по новым жировкам.

11 февраля «БН» рассказала о том, что, согласно постановлению Совета Министров № 138 от 2 февраля 2011 года, услуги ЖКХ для белорусов подорожали примерно на пять долларов в эквиваленте. И, очевидно, сельчанам тоже приходится пересматривать расходно-коммунальную часть семейных бюджетов. А тут еще зима напоследок решила «куснуть»: неслабые морозы продлятся до середины третьей декады февраля. Не «укусят» ли потом жировки?

Отопительная проблема сильно волнует и нашего читателя Николая Аниськова, пенсионера из Крулевщины Докшицкого района — крупной железнодорожной станции-поселка на Витебщине. Живет в одноквартирном доме (ранее государственном, теперь — приватизированном). Размещается его жилище, оснащенное для отопительных нужд газовым котлом, на улице Полевой. Рядом — типичные сельские многоэтажки, правда, получающие тепло без «участия» котлов. И один, и другой тип жилья «подпитываются» газом из одного источника — на въезде в поселок стоит газораспределительный генератор, от которого идет труба. В нее чуть поодаль сделаны  врезки. Одна к дому Аниськова, другие — к соседним многоэтажкам.

— Прочитал я в «Белорусской ниве» материал «Насколько «потолстеет» жировка?», где написано — цены и тарифы на тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения остаются прежними, а вот стоимость газа повышается до 307,7 рубля за один кубический метр, — поделился читатель, дозвонившись в редакцию газеты. — Что же, мне теперь за отопление раскошеливаться по возросшему тарифу? В то время соседям из многоэтажек не придется, как мне, примерно на сорок тысяч рублей больше выкладывать?

Попытаемся разобраться вместе. По логике, следуя строго букве правительственного постановления № 138. Николай Андреевич и вправду оказывается плательщиком, «проходящим» особой, если можно так выразиться, строкой. Поскольку цена на природный газ, используемый не в многоэтажках, а в одноквартирных домах, дачах, подросла безотносительно к тому, что сказано в другом пункте документа.

— Сейчас, до подорожания газа, я плачу только за отопление, без учета других коммунальных услуг, более ста тысяч рублей в месяц, — рассуждает Аниськов. — Для пенсионера — сумма не пустяковая, согласитесь! Но меня возмущает не сам рост цены, а то, что жители одного и того же поселка, получающие одну и ту же услугу, платят по-разному! Скажите, почему наличие котла автоматически влияет на увеличение стоимости отопления?

Напомним: жители сельских многоэтажек, подобно горожанам, будут платить с февраля по старому — за 1 Гкал 43458,3 рубля. А владельцы домов — такие, как Николай Аниськов, — получается, должны нести повышенные расходы, чтобы не замерзнуть в своих жилищах? Спросим об этом у специалистов. В Докшицком РУП ЖКХ «Докщицы-коммунальник» «БН» подтвердили: газ для Беларуси дорожает, отсюда и необходимость идти на непопулярную меру — повышать тарифы на услуги ЖКХ. К слову, последний раз они в нашей республике поднимались в начале 2009-го, времени прошло не так и мало. Причем белорусы выкладывают за такие услуги не более десяти процентов от своих доходов. В отличие, например, от западных стран, где потребители платят за тепло не в пример больше. Да и коммунальники регулярно утверждают — население далеко не покрывает затраты.

— Пока мы не работаем с новыми тарифами, рассчитываем за январь по-старому. Но и в февральской жировке цены и тарифы на тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения останутся на прежнем уровне, то есть 43458,3 рубля за 1 Гкал, — пояснила «БН» Янина Чернявская, ведущий инженер-теплоэнергетик Докшицкого РУП ЖКХ «Докщицы-коммунальник». — Но раз цена газа подросла, то и уважаемый Николай Андреевич должен будет платить больше. Конечно, его понять можно, однако жить в частном доме, оборудованном газовым котлом, — уже само по себе преимущество! В принципе, он оплачивает такое количество газа, которое сам реально расходует на отопление. По счетчику все очень хорошо отслеживается. Не стоит забывать и то обстоятельство, что газификация — дело сугубо добровольное, можно ведь и не обзаводиться таким, довольно затратным, способом отапливать свое жилище.

Конечно, можно посоветовать Аниськову... пытаться экономить. Меньше потребление газа — меньше затратная строчка по газу. Но, если откровенно, в теперешние лютые морозы  такой совет не поможет.

Интересно, а чем все-таки отличается 1 Гкал для жителя многоэтажки от той, которую «потребляет» дом Аниськова? По словам Янины Чернявской, отличие есть: в пока не меняющийся тариф 43458,3 заложены затраты, которые несут коммунальные службы для организации подачи тепла и горячей воды. А оплачиваемое тепло Аниськовым и другими хозяевами частных газифицированных домов в основном складывается из того счета, который выставляют потребителю уже газовики.

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter