Сделано это должно быть не позднее 1 марта следующего года. Но важно знать — средства будут возвращаться только за технику, которая использовалась непосредственно на перевозке зерна. Поэтому хозяйствам в срочном порядке надо утвердить перечни этих машин в местных органах власти.
Вообще, платить за дорогу – общеевропейская и мировая практика, ведь именно платные дороги самые быстрые и удобные. В Италии, например, 2 процента платных магистралей, в Хорватии – три. Да и по части дороговизны тоже не все так ужасно. К примеру, во Франции за каждый километр нужно заплатить около 12 евроцентов, в Италии – от семи. В некоторых странах проезд оплачивается за определенный период. Но и там, и в нашей стране все дороги платными не станут. Есть и будут бесплатные, но они, как правило, уже не такие быстрые и удобные.
В Беларуси новая система оплаты проезда по платным дорогам «БелТолл» начала действовать четыре года назад — с 1 августа 2013 года. Это один из важнейших инвестиционных проектов для нашей транзитной страны, но и вопросов он породил немало. Можно ли не видеть разницы между, условно говоря, польским или немецким дальнобойщиком и родным сельхозпроизводителем, который в дождь и жару везет зерно на ток, да и по платной трассе ему проехать надо не сотни, а всего лишь считаные километры – такие вопросы, как из рога, сыпались в редакцию «СГ», особенно в горячие дни жатвы.
Сегодня сложно подсчитать, сколько хозяйств оказалось в таком положении, но одно из них известно на всю страну — ОАО «Гастелловское» Минского района. Его директор Станислав Соколовский из тех руководителей, кто первым обратил внимание на несуразности документа:
— А как иначе, если это наш кровный интерес. Сами посудите, только за август дополнительно потратили 1445 рублей, используя 8 единиц техники.
Поднимала тему и руководитель предприятия «Озерицкий-агро» Смолевичского района Нина Железнова. На территории хозяйства 40 километров платной дороги, и за каждый грузовик, который едет с зерном от комбайна, а он делает десятки рейсов в день, вынуждены платить.
Хорошая новость еще не столь широко разошлась среди заинтересованных лиц, многие на вчерашний день не слышали о возврате денег за пользование платными дорогами, но, конечно же, против не был никто. Иные удивлялись: не так уж часто бывает, чтобы производителям возвращали ранее уплаченные деньги.
Согласились с этим и в Минтрансе, пояснив: подобная мера по возврату средств применяется в Беларуси впервые.
germanovich@sb.by
Президент распорядился вернуть средства, уплаченные за проезд по республиканским дорогам во время активной уборочной кампании — с 1 по 31 августа
Счетчик отмотают назад
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.