Счет в пользу потребителя

Оплачивать любые товары и услуги и выполнять банковские операции можно будет, не выходя из дому

Помните, еще недавно в обеденное время мы спешили то на почту, то в кассу банка, чтобы заплатить за электричество, коммунальные услуги, телефон, Интернет или проценты по кредиту... С появлением SMS– и интернет–банкинга появилась альтернатива: вносить деньги по старинке или использовать электронные и мобильные средства связи. А сейчас на подходе новые, еще более продвинутые технологии. О них мне рассказали организаторы очередного международного форума «Банк ИТ’2008», который пройдет в Минске.


Главная новость: в Беларуси создается полноценное единое расчетное и информационное пространство. По словам начальника главного управления информационных технологий Нацбанка Олега Веремейчика, это уникальный, беспрецедентный проект.


Его идея в том, чтобы все платежи, поступающие от населения организациям, выполнялись по единым, стандартизированным процедурам. Сейчас ведется работа над приведением всех платежных алгоритмов к единому формату. «Скоро мы сможем объединить всех производителей и поставщиков товаров и услуг в одной системе, — приоткрыл перспективы Олег Веремейчик. — Это будет очень удобно для потребителей. Полагаю, что с 2009 года в стране значительно увеличится количество платежей с использованием мобильного телефона, а также Интернета».


Гендиректор компании «СофтКлуб» Владимир Сиротко приводит конкретный пример: «Новая система порадует граждан, чьи дома принадлежат не ЖЭСам, а товариществам собственников. Если услуги крупных организаций можно оплатить с помощью инфокиоска или SMS–банкинга, то кондоминиумы — мелкие организации. Их нет в банковских базах. И людям приходится с жировкой идти в филиал банка, с которым кондоминиум заключил договор. Это неудобно. Но после создания единой системы абсолютно все потребители коммунальных услуг смогут вносить платежи благодаря мобильному телефону».


По словам Владимира Сиротко, централизация платежей выгодна еще и потому, что по всем вопросам, связанным с начислением оплаты, можно будет обращаться по одному адресу. Пока же, если возникают какие–то неясности, приходится звонить в обслуживающую организацию: энергосбыт, водоканал, «Белтелеком»... «Благодаря единому расчетно–информационному центру в стране сократится количество специалистов, которые занимаются, по сути, выдачей справок», — обращает внимание на экономическую сторону дела В.Сиротко.


Владимир Басько, председатель правления Научно–технологической ассоциации «Инфопарк», проиллюстрировал мне преимущества единой системы такими примерами: «Скажем, вы едете за рубеж. У вас есть несколько пластиковых карт. При этом основная сумма находится на той, которая имеет хождение только в Беларуси. Чтобы никуда не ходить, вы сможете перевести деньги с одной карточки на другую благодаря Интернету или мобильному телефону. Или, например, вы хотите использовать для расчетов деньги, лежащие на депозите, потому что у вас на данный момент нет других средств. Опять же не надо идти в банк: оплату можно будет произвести за считанные секунды. Кроме того, благодаря единой системе появится возможность «дистанционно» переводить деньги из банка в банк, закрывать один депозит и открывать другой...»


По словам моих собеседников, суть единой расчетной и информационной системы можно выразить так: каждый должен иметь возможность с любого места платить за любой товар или услугу любым удобным для него инструментом с любого личного счета.


Здорово! Правда, возникает один вопрос: как сочетаются простота системы платежей и ее безопасность? Нет ли угрозы проникновения в единую систему злоумышленников? «Этот вопрос, безусловно, беспокоит банкиров. Я думаю, в первую очередь нужно подумать о том, чтобы защитить средства граждан от хакерских атак», — высказывает мнение председатель Ассоциации белорусских банков Феликс Чернявский.


В свою очередь, разработчики программных продуктов заверяют: безопасность и конфиденциальность будут обеспечены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter