Налоговая служба рассказала плательщикам о преимуществах электронных счетов-фактур

Счет пока не в пользу фактуры

Прогрессивная идея электронного документооборота c 1 июля вводит в обязательное использование еще одно новшество: электронные счета–фактуры по налогу на добавленную стоимость. И задумка вроде хорошая — хватит перекладывать бумажки с места на место! Новый порядок принятия к вычету НДС начал тестироваться еще зимой — сегодня около 2.300 потенциальных пользователей проверяют проект на жизнеспособность в режиме онлайн. Только, увы, рукоплескать ему пока не очень–то спешат. Новшество даже успели за глаза окрестить «электронным капканом», который поставит пользователей в полную зависимость от портала Министерства по налогам и сборам. Список недовольств весьма широк. Тут и жалобы на частое зависание программы — дескать, а что же будет, когда в процесс вольются все 130 тысяч плательщиков НДС? И страх совершить ошибку, а потом отвечать рублем... Налоговики же, в свою очередь, настроены решительно: мол, хватит работать по дедовским методам — электронная форма взимания НДС уже успешно используется в 80 странах! Чтобы внести ясность в понимание вопроса, представители Министерства по налогам и сборам встретились с журналистами.



Заместитель министра Элла Селицкая, собственно, и не скрывала, что электронные счета–фактуры изначально задумывались как идеальное средство для камерального — иначе говоря, тотального и непрерывного — контроля за налогоплательщиками:

— Документ должен четко фиксировать ту сумму налога на добавленную стоимость, которую продавец выставляет покупателю. Эта информация нужна исключительно для налоговых целей. При этом электронный счет–фактура не является первичным документом бухгалтерского учета. Система позволит в режиме реального времени отслеживать полноту исполнения налоговых обязательств плательщиками. Получив от продавца электронный счет–фактуру и увидев, какая сумма НДС ему выставлена, покупатель сможет сразу взять эту сумму себе к вычету. Но не большую! Закон никого не обязывает к сиюминутным действиям — электронные счета–фактуры должны выставляться не позднее 5–го числа месяца, следующего за отчетным. В чем выгода? Давайте анализировать! При работе с бумажными носителями движение денежных средств налоговая служба видит только во время проверки, которая может случиться и через несколько лет. Не исключено, что за это время субъект хозяйствования станет банкротом или вовсе исчезнет! Эффект от такой проверки практически равен нулю. Если деятельность субъекта хозяйствования относительно стабильна, он все равно не застрахован от ошибок по уплате НДС. Представляете, какие проблемы могут накопиться за годы? За просчеты, допущенные в бумажных документах, плательщиков оштрафуют. Плюс пеня за все время, в течение которого допущенные неточности оставались как бы незамеченными. Плюс причитающиеся суммы налога... Автоматизированный же онлайн–контроль такую угрозу исключает: ошибки в электронных документах будут выявляться незамедлительно. При этом новый закон идет на уступки — налогоплательщик финансово никак не пострадает: налоговый орган укажет на некорректные цифры и потребует исправить недочет в соответствующий срок.

Что еще? Отдав предпочтение формированию системы бухгалтерского учета в автоматизированном режиме, все электронные счета–фактуры плательщик будет оформлять уже исходя из электронных данных. Это сведет к минимуму все ошибки, которые нередко возникают при заполнении бланков вручную.

Введение электронного счета–фактуры Элла Селицкая называет очевидной жизненной необходимостью. Злоупотребления недобросовестных плательщиков, успешно изобретающих и использующих различные схемы уклонения от уплаты НДС, иногда переходят всякие границы:

— За 2015 год выявлено около 900 субъектов хозяйствования, осуществлявших свои сделки с лжепредпринимательскими структурами. В бюджет доначислено 352 миллиарда рублей. За этот же период в результате проверок по пресечению фактов незаконного возврата НДС казна пополнилась на 1 триллион 129 миллиардов рублей.


А еще, говорит замминистра, электронный счет–фактура вовремя предупредит плательщика об опасности:

— В налоговой инспекции есть перечень субъектов хозяйствования, иметь дело с которыми весьма рискованно. При подаче электронных счетов–фактур система сразу же видит, что планируется сделка с участием «неблагополучного» субъекта, и мгновенно информирует об этом добросовестного плательщика.

Кстати

Электронный счет–фактура — далеко не первый инструмент в арсенале автоматизированного комплекса налогового контроля. Так, в 2012 году была введена система, позволившая контролировать выручку от вендингового бизнеса, т.е. продаж посредством торговых автоматов. Не остался без «электронного» внимания и игорный бизнес — благодаря системе, функционирующей всего два года, в бюджет дополнительно поступило порядка 119 млрд рублей. А за I квартал нынешнего года, когда налогообложение коснулось и выигрышей, казна уже пополнилась на 95 миллиардов рублей! Вот–вот заявит о себе еще одно новшество — подключение кассовых аппаратов к специальной компьютерной системе. Это позволит налоговым службам в режиме онлайн контролировать получение субъектами хозяйствования наличных денежных средств. Оценить преимущества нововведения можно будет уже в 2018 году.

Консультация по вопросу


Куда будут направляться и кто будет подписывать счета–фактуры за получателей в том случае, если товар (работа, услуга) реализуется организации или физическому лицу, не являющемуся плательщиком НДС?

— Адресатом для электронного счета–фактуры в таком случае будет сам портал. Практика применения схожа с принципом работы электронной почты: указываете адресата и нажимаете «отправить». Дальше система сама решит, что делать с документом. Настолько удобно, что субъекту хозяйствования даже не нужно думать, является ли данный контрагент плательщиком НДС или нет.

Кто и как будет определять: случился технический сбой на портале или плательщик не желает оформлять электронный счет–фактуру? Как доказать факт технического сбоя связи в населенном пункте, в котором находится налогоплательщик?

— На республиканской платформе обработки данных будет создана служба оперативного контроля, отслеживающая и фиксирующая все факты неработоспособности системы. Что касается сбоев в интернете, то при разработке программного обеспечения был заложен минимальный показатель скорости — 512 килобит в секунду. Кроме того, предусмотрены нормы, согласно которым в случае невозможности применения электронных счетов–фактур будет применяться старый порядок предъявления и принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 98 (24980). Четверг, 26 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter