Счет идет на минуты

Когда попадаешь в небольшой коридор студии мультипликационных фильмов «Беларусьфильма», чувствуешь себя словно в Зазеркалье: кажется, жизнь здесь замерла и остановилась...

Когда попадаешь в небольшой коридор студии мультипликационных фильмов «Беларусьфильма», чувствуешь себя словно в Зазеркалье: кажется, жизнь здесь замерла и остановилась. Но стоит пробыть некоторое время, убеждаешься — за каждой дверью идет своя будничная работа. Загляни в любой из кабинетов — увидишь человека или сразу несколько, склонившихся с карандашом над белым листом бумаги, на котором из мимолетных штрихов по воле профессионалов вырастает новый волшебный мир. Картина идиллическая, но едва задашься банальным вопросом, когда и где последний раз смотрел белорусский мультфильм, как от нее не остается и следа.


На студии работает 27 человек. Активно привлекают внештатные кадры, и тогда численность вырастает почти до 60. Неужели все они работают в стол? Или, следуя примеру одинокого гения Юрия Норштейна, с 1981 года шьющего вручную свою «Шинель», разом переключились на создание нетленок?


Шаг вперед и два назад


«Никогда не получалось взять и снять один фильм от начала до конца, — посвящает в витиеватые нюансы рабочего процесса известный аниматор Михаил Тумеля. — Обязательно начнешь один проект, он по каким–то причинам приостановится, возникнет другой. Наша работа — шаг вперед, два назад».


...Конечно, вдохновение — необходимый элемент, без него, пожалуй, и творить нельзя, но все–таки хотелось бы большей результативности. Отголоски побед на международных фестивалях способны поддержать самолюбие, возвысить в собственных глазах и глазах коллег, но может ли настоящий художник существовать без ответной зрительской реакции, не она ли должна его питать? Однако как не опустить руки, когда выясняется, что в твоем продукте не особенно нуждаются?


Михаил Тумеля, например, работает над проектом «Беларускiя прымаўкi», который видит вполне конкурентоспособным эквивалентом роликам социальной рекламы на телевидении: «Мне кажется, чем в сотый раз призывать не мусорить в лесу, лучше в такой краткой, афористичной форме рассказывать о нашей культуре и ее традициях. Пользы будет больше». Однако попадет ли проект на телевизионный экран — большой вопрос.


— Несмотря ни на какие фестивальные призы, телеканалы наши мультфильмы не покупают, в кинотеатрах их тоже не показывают, — продолжает реальный анализ Михаил Брониславович. — И проблемы у анимации отчасти общемировые. Мне довелось поездить по СНГ. В Армении и Украине государству не до анимации. Коллеги с завистью вздыхали: «У нас государственных заказов давно нет, сами выживаем как можем». Деньги в нашей отрасли возвращаются не так быстро, как хотелось бы инвесторам. Поэтому они вкладывают в более быстроокупаемые проекты. Мультфильмы, как любое кино, — риск, деньги могут и не вернуться.


В полный метр


Директор студии режиссер Сергей Сычев уверен: не стоит делать резких движений и очертя голову снимать, например, картины в востребованном сегодня полнометражном формате, потому что это попросту нарушит привычный ритм работы. Исходя из специфики жанра, на создание полнометражного проекта потребуется минимум 2,5 года плюс — мобилизация всех имеющихся творческих сил. Какие–то идеи из–за этого придется отложить или заморозить. Стоит ли так рисковать? Ведь за 2,5 года может многое измениться. В любом случае с новым руководителем киностудии Олегом Сильвановичем аниматоры будут обсуждать и это перспективное во всем мире стратегическое направление.


Кстати, объемы выпускаемой продукции за 2 года все–таки увеличились, и почти вдвое: с 44 минут в 2009 году до 81,5 минуты в нынешнем. Мультфильмы принимают участие в фестивалях: Открытом Российском фестивале анимационного кино в Суздале, международных — «Крок», «Золотой Витязь». Не остаются без внимания и получают награды, собирают неплохую критику. Никто не сомневается в потенциале нашего цветника индивидуальностей, работающих в настоящее время на студии. И все же бытовые вопросы призы не решают.


— Переехали со своего насиженного места из–за реконструкции. В апреле ремонт должен был начаться, но пока никак, — возвращает с небес на землю директор Сергей Сычев. — Нам необходимо 24 — 26 компьютеров со всей начинкой. В данный момент имеем только 13, и 3 из них уже устарели и физически, и морально. После того как рухнула система кинопроката на всем постсоветском пространстве, новую так и не придумали. Зритель видит премьеры мультфильмов только кое–где на фестивалях. Пытаемся решить проблему собственными силами — в прошлом году в преддверии зимних школьных каникул организовывали просмотры в нескольких кинотеатрах Минска. Надеемся повторить и в этом.


Важнейшим из искусств является сериал?


...Сергей Григорьевич достает сигарету и погружается в сладостный и упоительный тематический план. Оказывается, сейчас у студии есть совместный проект — белорусско–российский — «Сказки старого пианино», а всего идет работа над 5 лентами: «Бах», «Несцерка–7», «Дед», «Беларускiя прымаўкi–2», «Про девочку Женю–2». C 1 августа запустят еще две картины — «Ясный сокол» Ирины Кодюковой и сюжет из цикла «Аповесць мiнулых гадоў». В будущем году закончат сериал «Несцерка». Его планируют подготовить к продажам «по всем правилам рынка», избегая ошибок сериала «Реактивный поросенок». Этот мультик в основном финансировали россияне, потому и права на продажу в итоге остались у них.


Режиссер «Реактивного поросенка» Александр Ленкин уже работает над новым проектом, основанным на фольклорном материале (предварительное название «Катерина», скорее всего, поменяют на лаконичное — «Дед»). С мнением Сычева Ленкин соглашается: «Да, нужно грамотнее мультфильмы продавать, активнее раскручивать. Прежде чем браться за проект, надо найти потенциальных покупателей, просчитать, кому он будет интересен, сделать рекламу».


В 2013 году курс — 9 человек — в академии искусств выпускает Михаил Тумеля. У старших коллег есть надежда, что история анимации продолжится. Профессия по–прежнему штучная. По наблюдению директора Сычева, после окончания вуза выпускнику вряд ли сразу можно доверить режиссерское кресло: «Нужно годик–другой побыть рядом с мастером, понаблюдать за кухней, втянуться в производство, понять его, прочувствовать... У нас будет возможность взять только 3 — 4 человека из тех, кто по–настоящему себя проявит».


Время для размышлений


— Конкуренции как таковой среди нас нет, — высказывает свою позицию студентка мастерской Тумели Мария Матусевич. — Есть те, кто хочет после окончания попасть на киностудию, и те, кто мечтает сразу о независимых проектах. Такое ощущение, что только сейчас все начинает развертываться и выходить на новый виток. Все–таки больших анимационных проектов в Беларуси не было. Да, были сильные мастера, со своим почерком, но сегодня культурный код неизбежно меняется... Через два года у нас будет распределение, скорее всего, придем на киностудию. Возможно, кто–то найдет другого работодателя. Но мы настроены на плодотворную работу, искренне хочется принести пользу и реализоваться.


Может быть, и правы авторы анимационных фантазий. Не стоит забывать, что анимация в Беларуси достаточно молодая: через 2 года отметит 40–летие, но кажется, как никогда раньше от нее ждут качественного прорыва.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter